Текст: Андрей Мягков
Фото: ГодЛитературы.РФ
Вечером, когда без куртки на Красной площади стало совсем уж зябко, в павильоне «История Отечества» как раз начали показывать совсем не солнечное кино: «Войну Анны», камерный фильм об этакой «нашей» Анне Франк, которая довольно успешно пряталась от нацистов прямо у них под носом, в камине. В прошлом году лента собрала целый зоопарк наград - «Белый слон», «Золотой орел», «Ника» - и стала, как принято говорить, событием. Наверняка она стала событием и для Федорченко, который хоть и не последний режиссер, но, пожалуй, такого внимания к себе не привлекал со времен «Овсянок» по тексту Дениса Осокина.
К сожалению, спросить об этом у самого режиссера не получилось - приехать на показ он не смог. Но он этого и не обещал - а вот обещание показать фильм было вполне добросовестно выполнено.
По понятным причинам это очень молчаливое кино: прямо скажем, неуютное, тесное до клаустрафобии, документальное и фантастическое одновременно. И пересказывать все его коленца особого смысла, в общем-то, не имеет, потому что эта история совсем не про сюжет. Вряд ли стоит говорить что-то еще, чтобы объяснить, почему снятая не то чтобы вчера «Война Анны» добралась до проката лишь к недавнему Дню Победы - и почему прокат ей достался до обидного ограниченный. Впрочем, тем ценнее, что организаторы крупнейшего книжного фестиваля в России дали возможность всем, кто хотел, увидеть фильм, и пообщаться с его продюсером Андреем Савельевым.
А если у кого-то остались вопросы к заголовку - почему, дескать, это важное кино, - то вот вам кусочек из интервью Федорченко: «Самое страшное время - когда обесценивается жизнь. Сейчас она обесценивается». Такие, как говорится, дела.