САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Бродский / Барышников». Спектакль о смерти

Впечатление зрителя от моноспектакля Нового Рижского театра

Бродский барышников
Бродский барышников

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фото: фрагмент спектакля «Бродский / Барышников»

якович

В сезоне 2015-2016 года в Новом Рижском театре идет необычная постановка худрука этого театра Алвиса Херманиса «Бродский / Барышников». Необычность его не только в том, что это моноспектакль с элементами пластики; но, разумеется, в том, что его исполнитель, человек, под которого он был сделан - Михаил Барышников, - не только выдающийся балетный танцор, но и ближайший друг Бродского на протяжении многих лет. Побывав на спектакле, создательница фильмов «Ниоткуда с любовью. Воспоминания об Иосифе Бродском» и «Прогулки с Бродским» (запечатлевшем осеннее венецианское путешествие Бродского 1993 года) Елена Якович написала у себя на страничке в Facebook:

Бродский барышников

Бродский-Барышников. Спектакль о смерти. О смерти как конце всего, о тлене, прахе, пепле, о том, что мы уходим в окружающий мир, в природу, что от человека не остается ни-че-го. О том, как страшно, как не хочется умирать. Из всех стихов Бродского Алвис Херманис сплел именно эту паутину, в которой бьется в бессилии человеческая душа. И еще о горечи изгнания, о России, куда нет возврата - и ничьей вины тут нет, об утраченном рае и аде отечества. И еще о великом русском слове, "святом ямбе"... Но прежде всего о смерти. Такой реквием в исполнении Барышникова. На сцене стеклянное сооружение - то ли полторы комнаты, то ли аквариум, то ли "дорога не скажу куда" - когда двери в конце распахиваются и оттуда бьет нестерпимый свет. На переднем плане скамейка, на которой с чемоданом сидит он - как на знаменитой фотографии Бродского перед отъездом. По ходу спектакля он становится почти обнаженным - стареет, дряхлеет, рассыпается на наших глазах. Как Барышников двигается, говорить не стоит - понятно, что двигается он, как Бог. Но вот как он читает... Совсем непохоже на Бродского. Умеет ли быть похожим, петь стихи, как крысолов, как И.А., которого слышал больше, чем кто-нибудь другой на этом свете? Конечно, умеет, и один раз подражает ему довольно точно, слегка утрированно, превращая грассирование в иностранный акцент, а затем обрывает стихотворение - и звучит голос самого Бродского. Барышников читает принципиально иначе - просто, интимно, лирически, очень серьезно, ну как все это описать? Не знаю. Только каждая строка слышна и наполнена смыслом - например, вот эта: "мой русский народ".

И еще: поскольку свои "божественные" движения Барышников, по воле режиссера, совершает за стеклом, то они лишь угадываются, распадаются на жесты, взмахи руки, не доминируют над словом... И лишь ближе к финалу его страшная пляска смерти видна целиком, двери распахнуты, человек обнажен, ибо нагими мы приходим в этот мир и нагими уходим.

   

Ссылки по теме:

Московские поэты почитают Бродского, 23.05.2016

Бродский — дочери. Дочь — Бродскому, 28.01.2016

Путешествие во всех направлениях, 10.07.2015

Ирония Времени, 24.05.2015

(Анти)памятник Бродскому, 24.03.2015

Сайт Нового Рижского театра, г. Рига