Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

НОС достался старообрядческому житию

28 января в московском Электротеатре «Станиславский» подведены итоги ceзона 2015 года премии «Новая социальность, новая словесность», или просто НОС

Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ
Фото: Фейсбук Фонда Прохорова
На фото: «Господин Нос», Данила Зайцев, Ирина Прохорова

На сей раз «с носом» оказался увесистый том, озаглавленный «Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева». Эта семисотстраничная книга, подготовленная и опубликованная издательством ««Альпина нон-фикшн»», представляет собой созданный по образцу «Жития протопопа Аввакума» подлинный мемуар родившегося в Китае и живущего в Аргентине русского старообрядца, в котором он откровенно рассказывает о своей необычной (с точки зрения «обычного» российского гражданина) судьбе, о жизни русской старообрядческой общины в Латинской Америке и о своей неудачной попытке перебраться на родину своих предков — в Сибирь.

Объявлению итогов, как обычно на церемонии НОСа, предшествовал театрализованный фрагмент — исполнение сочинения Алексея Айги «Музыка для пишущих машинок в трех частях», для чего на сцену было перенесено несколько экспонатов с проходящей по соседству, в Музее современного искусства на Петровке, выставки «200 ударов в минуту». После чего Ирина Прохорова, соучредитель основавшего премию Фонда Прохорова, объявила, что выборы победителя — это «упражнение в демократии», и начала сложную многоступенчатую процедуру, в которой принимали участие пять членов жюри во главе с председателем, театральным режиссёром Константином Богомоловым, трое оппонирующих им в открытой дискуссии экспертов, зрители, имевшие возможность голосовать с помощью дистанционных пультов, а также «совет старейшин», который представлял эссеист Кирилл Кобрин.

Поскольку в премии НОС участвуют чрезвычайно разные произведения, написанные с совершенно разных эстетических позиций, мнения о том, что считать «новой словесностью», резко разделились. Но в результате сложения всех набранных очков в «суперфинал», помимо Зайцева, вышла Татьяна Богатырева с романом «Марианская впадина». В итоге жюри, посовещавшись, единодушно отдало победу Зайцеву, мотивировав свой выбор тем, что именно эта книга отражает «тектонический сдвиг лирического героя»: на место привычного в последние десятилетия рефлексирующего и не слишком удачного интеллигента пришел герой «из какой-то совсем другой России» — прямой наследник «маленького человека» XIX века, но обладающий невероятной внутренней силой.
Победитель получил 700 тыс. рублей. Остальные шесть финалистов — по 40 тысяч.

Кроме того, были оглашены итоги интернет-голосования. Приз зрительских симпатий получил автобиографический роман «Следы на воде» живущей в Венеции художницы Екатерины Марголис. Симпатии принесли ей 200 тыс. руб.

Ссылки по теме:
НОС-2015: романы, блоги, мемуары — ГодЛитературы.РФ, 02.11.2015
«Я — единственный кассир из лауреатов НОСа» — ГодЛитературы.РФ, 27.03.2015
Премию НОС получил писатель-левак — ГодЛитературы.РФ, 31.01.2015

28.01.2016

Другие материалы проекта ‹Литературные премии›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ