САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Родители такие родители

Вечно эти родители чего-нибудь учудят! Ну почему им не живется, как всем обычным людям? Ищем ответ на этот нелегкий вопрос вместе с Дженис Эрлбаум, Светланой Потаповой и Мари-Од Мюрай

Вечно эти родители чего-нибудь учудят! Ну почему им не живётся, как всем обычным людям? Ищем ответ на этот нелёгкий вопрос вместе с Дженис Эрлбаум, Светланой Потаповой и Мари-Од Мюрай
Вечно эти родители чего-нибудь учудят! Ну почему им не живётся, как всем обычным людям? Ищем ответ на этот нелёгкий вопрос вместе с Дженис Эрлбаум, Светланой Потаповой и Мари-Од Мюрай

Текст: Ольга Разумихина

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Обложки с сайтов издательств

Дженис Эрлбаум. «Сохрани мой секрет»

Пер. с англ. Алексея Андреева. — М.: Клевер-Медиа-Групп, 2019

Шестнадцатилетняя Рада называет себя «фиксером»: это такой человек, который помогает окружающим решать мелкие бытовые проблемы, причем делает это совершенно безвозмездно. В школе Рада окружена растяпами, которые просят ее разыскать потерянные вещи, прогульщиками, не способными придумать правдоподобные отмазки, а также влюбленными юношами и девушками, стесняющимися передать объектам воздыхания записку или подарок. И Рада находит, придумывает, дарит, — но всё это она делает не из любви к людям, а для того, чтобы заглушить собственную боль.

Ее родители полтора года назад рассорились в пух и прах: отец семейства решил, что его супруге пора забыть о творчестве и найти хоть какую-то работу, ведь у них, на минуточку, три дочери. Мама Мейбл, Рады и Агнес выслушала гневную тираду мужа один раз, выслушала во второй, в третий — а потом и правда нашла работу, но в другом городе. И, как ей ни жаль было оставлять любимых дочерей, уехала, понимая, что больше так продолжаться не может. Да так и не вернулась: не то что насовсем — даже в гости ни разу не заехала. И теперь, выслушивая одни и те же оправдания мамы — «неподходящий момент», «много дел», «не могу всё бросить», — Рада убеждается: всё из-за папы. Но может, жизнь обратится в прежнее русло, если отец семейства поработает над собой? А дочери его в этом поддержат!

«Сохрани мой секрет» сложно назвать шедевром, однако это, безусловно, очень хорошая книга, в которой нашлось место ненавязчивым и при этом глубоким размышлениям на множество тем. Вправе ли дети вмешиваться в сердечную жизнь родителей? Правда ли, что в случае расставания виноваты оба? И нужно ли сохранять семью ради детей, если чувства между отцом и матерью давно угасли? Задавая юному читателю эти вопросы, Дженис Эрлбаум сначала дает обманчивые, нарочито простые ответы, а затем показывает, что всё не так, как кажется на первый взгляд. И это хорошо, иначе жить было бы совсем неинтересно!

Светлана Потапова. «Ремонт»

М.: КомпасГид, 2019

Вечно эти родители чего-нибудь учудят! Ну почему им не живётся, как всем обычным людям? Ищем ответ на этот нелёгкий вопрос вместе с Дженис Эрлбаум, Светланой Потаповой и Мари-Од Мюрай

Патриотично настроенным читателям, которым русская хандра милее американской мечты, рекомендуется почитать сборник Светланы Потаповой. В заглавной повести — собственно «Ремонте» — исследуются, как и в романе Дженис Эрлбаум, сложные отношения в отдельно взятой семье, но у Светланы Поповой семья эта, во-первых, совсем немногочисленная (только мама и дочь), а во-вторых, откровенно неблагополучная. Главная героиня, пятнадцатилетняя Люда, презирает мать за то, что та занимается попрошайничеством и даже не пытается устроиться на нормальную работу. Поэтому, узнав, что в собственности ее семьи не одна, а целых две квартиры, Люда взрывается, вываливает на родительницу поток оскорблений и уходит осваивать унаследованную жилплощадь.

В основе второй повести сборника лежит еще один не шибко оригинальный, но весьма актуальный сюжет. Четырнадцатилетняя Лера, будучи единственным ребенком, понимает, что в семье она появилась «для галочки»: ни отец, ни мать ей не интересуются. И нет, ее родители — не какие-то пропойцы, а обычные представители среднего класса: отец — строитель, мама — журналист-фрилансер. Леру кормят-одевают-обувают, ей даже оплачивают внешкольные занятия — здесь жаловаться не на что. Но так хочется чего-то большего, чем дежурный вопрос «Как дела в школе...». Всё меняется, когда в школе моделей Лена знакомится с Лерой — ещё одной девочкой из внешне благополучной, но очень несчастной семьи.

Рассуждая о проблемах современных подростков, Светлана Потапова давит на все болевые точки разом: здесь вам и самоубийства из-за ЕГЭ, и школьная травля, и изнасилования, и анорексия, и причуды «мажоров», и тяготы жизни в провинции, и сексизм, и нежелательная беременность. Критически настроенный читатель может сказать, что Потапова переборщила с «чернухой». Действительно, концентрация униженных и оскорбленных на страницу текста иногда превышает разумные пределы. Однако достаточно прочитать криминальную хронику, чтобы убедиться: трагические события, свидетельницами которых становятся Люда и Лена, происходят в нашей стране не ежедневно — ежечасно. Так что, как бы это ни было банально, стоит повнимательнее относиться к окружающим: одно-единственное доброе слово может спасти чью-то жизнь, а злое — приблизить человека к гибели. Особенно если у этого человека неокрепшая детская психика.

Мари-Од Мюрай. «Спасатель и сын. Сезон 4»

Пер. с франц. Е. Кожевниковой, М. Кожевниковой. — М.: Самокат, 2019

Пока американские школьники решают свои мелодраматические проблемы, а их ровесники из России пытаются хотя бы выжить, французские подростки тоже не сидят на месте. Правда, им приходится полегче, ведь у них есть отличный помощник — клинический психолог по имени Спаситель Сент-Ив. В Орлеане его знает, наверное, каждый второй: у всех есть одноклассник или дальний знакомый, который ходит к нему на консультации. В предыдущих «сезонах» книжного сериала читатели уже познакомились с Эллой, страдающей от школьной фобии (из-за нервов девочке скручивает живот, и она не может войти в класс), депрессивной Марго и ее гиперактивной сестрой Бландиной, а также Сэмюэлем, мечтающим найти любовь всей жизни, но раз за разом получающим отказы.

Старые пациенты всё так же ходят к Сент-Иву, но в заключительной книге серии появляются и новые персонажи, в том числе выпускник Жан-Жак, который, отчаявшись сдать выпускные экзамены, превратился в хикикомори (то есть перестал выходить из квартиры). Объединяет всех этих ребят одно: непростые отношения с родителями. Что было бы, если б отцы и матери трудных подростков разговаривали со своими отпрысками по душам, а не вели к психологу в надежде, что тот «вправит мозги» непослушному чаду? Спаситель Сент-Ив убежден: в таком случае большей части его пациентов терапия бы не понадобилась. Но объяснить это взрослым людям, привыкшим мыслить стереотипами, значительно сложнее, чем не приемлющим рамок подросткам.

В качестве эпиграфа к роману Мари-Од Мюрай выбрала цитату Ч. Диккенса из предисловия к «Посмертным запискам Пиквикского клуба»: «Если моя книга позабавит читателей и хоть одному из них внушит лучшее мнение о человеческой природе, чем он имел, я буду горд достигнутым результатом». Эта фраза характеризует авторский замысел как нельзя точнее. А к его воплощению придраться сложно: книга читается легко и приятно, персонажи очаровывают и вызывают неподдельное сочувствие. И пусть в заключительной части сериала некоторые сюжетные линии оказались слишком предсказуемыми, а некоторые «повисли в воздухе», впечатления от романа это не портит. Тем более есть надежда, что Мари-Од Мюрай не ограничится четырьмя книгами: нынешние сериалы вечно то закрываются, то продлеваются еще на парочку сезонов.