Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Террор

Ужас и медвежий террор

В середине XIX века два судна Королевского флота Великобритании отправились в опасное плавание в Арктику с целью исследования ее неизвестной части. Закончилось всё печально — члены экспедиции пропали, а то, что осталось от затертых льдами кораблей, нашли уже наши современники

Текст: Дмитрий Сосновский/РГ «Кинократия»
Фото: youtube. com/Series Trailer MP 

Дмитрий-СосновскийВдохновившись этой мрачной историей, один из крупнейших ныне живущих американских писателей Дэн Симмонс создал монументальный роман-хоррор «Террор» (так назывался один из кораблей), полный отражающих дух времени деталей и мистического ужаса. Выглядит это так, будто Герман Мелвилл воскрес, прочитал Говарда Лавкрафта и решил поэкспериментировать с его стилем. Попробуйте себе представить, что из этого могло бы выйти, и получите что-то похожее на «Террор».

Симмонс вооружился всей доступной ему информацией о загадочном исчезновении обоих экипажей и остроумно додумал остальное, воплотив все беды, с которыми довелось столкнуться неудачливым мореплавателям, в мифическом медведе-переростке Туунбаке. Сами беды — голод, отравления, цинга, лютый холод, постепенное осознание безвыходности ситуации, предельная усталость и, как следствие, бесконечные конфликты — конечно, тоже никуда не деваются, чудовище лишь время от времени становится их катализатором.

Задача экранизировать этот почти девятисотстраничный кирпич, большая часть которого отведена умелому, садистски неспешному нагнетанию страха, — не из легких. Отчасти — потому, что для передачи хотя бы трети неизбывной жути, переполняющей «Террор» Симмонса, требуется солидный хронометраж. И недавний одноименный телесериал это продемонстрировал с грустной наглядностью: десяти эпизодов, вышедших на телеканале AMC, оказалось явно недостаточно.

Это не означает, что причин смотреть новую многосерийку канала, подарившего нам «Безумцев», «Сына», «Проповедника», «Во все тяжкие», «Лучше звоните Солу» и «Ходячих мертвецов», совсем нет. Здесь есть приличные съемки, достойные декорации, несколько удачно воспроизведенных книжных сцен — а сцены эти сами по себе потрясающе хороши — и великолепный каст.

В главной роли — компетентного и благородного, но страдающего мизантропией и алкоголизмом капитана Крозье — Джаред Харрис. Простоватого и легкомысленного главу экспедиции Франклина играет Киаран Хайндс (Гай Юлий Цезарь из «Рима», Манс Налетчик из «Игры престолов»), чья колоритная ирландская физиономия отлично могла бы подойти и Крозье — но и в этом образе он не менее замечателен. Третий по рангу человек в экспедиции — молодой и слегка кичливый капитан с нелепым именем Джеймс Фицджеймс — исполнен Тобайасом Мензисом, еще одним нашим знакомым по «Риму» (Брут) и «Игре престолов» (Эдмур Талли).

Сложные отношения внутри этой пестрой троицы в книге занимают важнейшее место, но в сериале упрощены и вульгаризированы до предела. А там, где авторы шоу, напротив, попытались зачем-то добавить психологизма, телевизионный «Террор» наиболее отчетливо дает петуха. Особенно это заметно в случае с трансформацией главного отрицательного персонажа — помощника конопатчика Хикки, совершенно неоправданно перетаскивающего на себя одеяло в самый неподходящий момент.

И это — не единственный пример непростительно неаккуратного вмешательства сценаристов в оригинальную фабулу. Здесь даже зловещая и таинственная эскимоска Леди Безмолвная оказывается вовсе не безмолвной, а значит — не такой уж таинственной. Со временем число подобных «творческих переработок» набирает критическую массу, что делает вразумительный финал просто невозможным — так что не стоит удивляться, что в концовке все перевернуто с ног на голову.

Из этих неприятных деталей и складывается безрадостный результат: экранизация «Террора» AMC скорее не удалась, чем наоборот. Не будь их, ощутимую нехватку бюджета — не то что страшного (страшного, а не смешного!) монстра нарисовать не получилось, даже на необходимое для создания атмосферы количество снега, похоже, не наскребли — можно было бы простить. А так — нельзя. 

«Российская газета» —  15.05.2018

Просмотры: 239
01.07.2018

Другие материалы проекта ‹Кинолитература›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ