Фото М.Л. Гаспарова работы В. Сонькина, фото Т.Ю. Кибирова — работы Д. Рожкова
В автобиографической книге выдающегося ученого М.Л. Гаспарова «Записи и выписки» упоминаются лишь античные и классические авторы — предмет основных научных интересов Михаила Леоновича. Исключение составляет лишь Тимур Кибиров. В конце 80-х, когда Кибиров только-только выходил из андеграунда, академика Гаспарова, вообще-то очень далеко от злободневности, пригласили проанализировать остро злободневные стихи Кибирова. Результаты такого анализа «с точки зрения вечности» любопытно вспомнить сейчас, когда Тимур Кибиров сам стал почти что классиком.Фрагмент книги «Записи и выписки» любезно предоставлен издательством «Новое литературное обозрение».
Интереснее был случай, когда мне пришлось быть экспертом при судебном следствии о стихах Тимура Кибирова. Рижская «Атмода» напечатала его «Послание к Л. Рубинштейну» и отрывок из «Лесной школы». Газету привлекли к суду за употребление так называемых непечатных слов. Мобилизовали десять экспертов: лингвисты, критики, журналисты из Риги и Москвы. Вопросник был такой, что казался пародией, но я честно постарался на него ответить.
«Какова литературно-художественная (композиционная) характеристика данных стихов Т. Кибирова?
— Не уверен, что понял вопрос. Идейная концепция поэмы — разложение современного общества, от которого спасет только красота. Эмоциональная концепция — отчаяние, переходящее в просветленную надежду. Система образов — нарочито хаотическое нагромождение видимых примет времени. Система мотивов — преимущественно стремительное движение, оттеняемое статическими картинами мнимо блаженного прошлого. Сюжет отсутствует — поэма лирическая. Композиция — по контрастам на всех уровнях. Стиль — столкновение хрестоматийных штампов с вульгаризмами современного быта. Фигуры речи — преимущественно антитетические, с установкой на оксюморон. Стих — четырехстопный хорей с рифмовкой. Фоника — в основном паронимическая аттракция. Наиболее близкий жанровый тип — центон.
Можно ли отнести данные произведения к направлению авангардизма?
— Термин «авангардизм» научной определенности не имеет.
Если да, то что об этом свидетельствует?
— Явное неприятие этих стихов профессионалами традиционного вкуса.
Допустимо ли и оправдано ли в пределах этого жанра и направления использование отдельных устоявшихся в обществе понятий (выражений), в том числе нецензурных слов, для литературно-художественного отражения и характеристики общественно-политических и субъективных процессов, событий и личностей?
— Конкретных событий и личностей, характеризуемых с помощью нецензурных слов, я в поэме не нахожу. Имена Сталина, Лосева, Берии, Леви-Стросса, Кобзона, Вознесенского, Лотмана, Розенбаума, Руста, Пригова, Христа, Вегина, де Сада и др. имеют в виду не личности, а типические явления и приметы времени; является ли реальным лицом упоминаемый Айзенберг, мне неизвестно.
Каково целевое назначение поэмы?
— Как и всякого художественного произведения — отразить действительность и выразить авторское отношение к ней.
Для печатных изданий какого рода и направления данные произведения предназначаются?
— Полагаю, что для всех, какие пожелают их напечатать.
Соответствуют ли литературно-художественные средства, понятия и сравнения (выражения), использованные в этих стихах для характеристики конкретных процессов, событий и личностей, современным критериям, устоявшимся в литературе, публицистике и журналистике, а также в разговорной и письменной речи определенных слоев общества, трактовке объективных социально-экономических и политических факторов сегодняшнего общества и этапа истории?
— Не уверен, что понял эту фразу. В устной же речи «определенных социальных слоев общества» употребительность непечатных выражений известна каждому по ежедневному уличному опыту; и я, и (судя по печати) многие другие слышали такие выражения даже от лиц партийных и начальствующих.
При составлении настоящего экспертного заключения я был должным образом полностью уведомлен, согласно закону, о правах эксперта и о его ответственности, с чем и старался сообразовываться. Приношу благодарность за возможность познакомиться с чрезвычайно интересным филологическим материалом".