САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Виктора Пелевина подвергли публичному обсуждению

Несколько сотен человек в режиме онлайн пытались раскрыть творческие секреты мэтра российского постмодернизма

Дискуссия-и-о-Викторе-Пелевине-и-его-новом-романе-«Тайные-виды-на-гору-Чеховка
Дискуссия-и-о-Викторе-Пелевине-и-его-новом-романе-«Тайные-виды-на-гору-Чеховка

Текст: Владимир Шнейдер

Фото Бориса Берзака предоставлены Культурным центром библиотеки имени А. П. Чехова

То, что происходило 24 октября в Культурном центре столичной библиотеки им. А. П. Чехова, больше всего напоминало игру в телеклубе «Что? Где? Когда?». Правда, вопросы, которые задавались собравшимся за полукруглым столом литературным «знатокам», не требовали точного ответа. Да и можно ли высказать какую-нибудь окончательную и бесповоротную мысль, если беседа ведется о творчестве Виктора Олеговича Пелевина - самого странного, загадочного, неуловимо-галлюциногенного российского писателя, настоящего человека-невидимки. Неудивительно, что один из вопросов, заданный собравшимся «пелевиноведам», прозвучал примерно так: «Извините, а Пелевин вообще существует?» Существование Пелевина подтвердилось свидетельским показанием очевидца.

#ЛитМост - медиапроект, организованный издательством «Эксмо» и Центральной библиотечной системой Центрального административного округа Москвы, уже не в первый раз собирает перед большим экраном писателей, журналистов, критиков, читателей и почитателей. И, конечно, сотрудников российских библиотек - самых надежных проводников культуры. При этом тематический и «авторский» разброс ЛитМоста довольно широк. С российскими читателями, собирающимися в библиотеках, уже поговорили Александра Маринина и Бернар Вербер, Татьяна Веденская и Дина Рубина, Ник Перумов и Олег Рой.

В этот раз перед публикой выступил не автор, а квалифицированные специалисты, имеющие некоторые объективные и субъективные представления о Викторе Пелевине и его новом романе «Тайные виды на гору Фудзи». Организаторы беспокоились: как среагируют сотни участников на то, что вместо автора им предстоит общаться с группой «компетентных товарищей»? Но эксперимент удался! В число лиц, разместившихся за столом, чем-то напоминающим стол присяжных заседателей, вошли: литературный критик, обозреватель издания «Медуза» Галина Юзефович, литературный обозреватель, шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ Михаил Визель, литературный критик, поэт, куратор литературной программы кинотеатра «Пионер» Сергей Сдобнов, креативный редактор «Букмейта», книжный критик, автор телеграм-канала I'm Writing a Novel Игорь Кириенков, журналист, прозаик, филолог, PR-специалист Культурного центра библиотеки им. А. П. Чехова Владимир Гуга, доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи филологического факультета МПГУ Юлия Щербинина, арт-директор «Эксмо» Андрей Сауков, редактор «Эксмо» Валерия Ахметьева, писатель, журналист Ольга Бешлей. «По ту сторону экрана» круглый стол поддержали находящиеся в Ульяновске редактор «Эксмо» (в частности - редактор книг Пелевина), кандидат филологических наук Ольга Аминова и писатель, кандидат филологических наук Татьяна Булатова. Участники беседы говорили о человеке, который многие годы говорит с миром исключительно своими текстами. Это вполне «пелевинская» ситуация: мы можем говорить о гуру что угодно, но никогда не узнаем, слышит ли он нас.

Беседа началась с небольшого выступления Ольги Аминовой: «Пелевин - тот писатель, который может объединить и людей, умудренных жизненным опытом, и людей, которые только открывают для себя новую литературу. Также этот текст [новый роман] может быть интересен и профессионалам и непрофессионалам, и литературным критикам и обычным писателям. Потому что он - смешной. И согласитесь, когда мы говорим об иронии, о комическом, мы очень мало можем перечислить авторов, которые могут работать в этой области хорошо».

Подтверждением словам Ольги Аминовой стало разнообразие возрастов, убеждений и взглядов выступающих. Связывало их только уважительное (даже порой комплиментарное) отношение к Пелевину и умение выслушать своего оппонента. Хотя во время ЛитМоста прозвучали и довольно резкие высказывания-вопросы, касающиеся, например, ненормативной лексики автора и его любви высмеивать любые общественные институты. Галина Юзефович парировала: «Я бы хотела ответить на заданный вопрос: «В кого нынче плюет Пелевин?» Пелевин на самом деле - удивительный писатель, который не щадит абсолютно никого. И он плюет широким фронтом. То есть он вне конвенции. От него достается людям всех взглядов, убеждений и вкусов, пристрастий; огребают и феминистки и маскулинисты, и левые, и правые, и либералы, и консерваторы. Мне кажется, что Пелевин хорош и важен именно тем, что он - принципиально внепартиен. Пелевин для того и Пелевин, чтобы карась не дремал. Он плюет в каждого, поэтому не следует расслабляться».

Новый роман Виктора Пелевина вызвал разноголосицу мнений. Обозначить его конкретным определением - классик, пророк, властитель дум, беллетрист - у спикеров не получилось, точно так же, как и дать ему «нишевую» характеристику. Отвечая на вопрос об «эзотерической направленности» творчества Виктора Пелевина, Михаил Визель заметил, что «эзотерика - это некоторая обертка, в которую завернуты тексты Пелевина. Считать учебниками каких-то тайных знаний его книги ни в коем случае нельзя. Это все равно что считать оперу Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта» пособием по масонству. Эзотерика - это некая форма, которой Пелевин пользуется для своих художественных целей, рассказывая о нашей жизни, а не о буддизме и ни о чем подобном».

Как выяснилось, сегодня томик Пелевина воспринимают и как источник знаний, и как аксессуар модного ловеласа-хипстера (можно не читать, но на тумбочку положить стоит - на девушку впечатление произведет точно). Однако, что бы о Пелевине ни говорили, как бы его ни критиковали или ни хвалили, он продолжает «гнуть свою линию», оставаясь непоколебимым брендом, таким же невозмутимым и далеким, как заснеженная вершина горы Фудзи.