Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Статья о Валерии Брюсове Андрея Максимова

«Я знаю гибель наизусть»

На этой неделе исполнилось 145 лет со дня рождения Валерия Брюсова. Дату эту, похоже, никто не заметил

Текст: Андрей Максимов (писатель, телеведущий)/РГ
Фото: Эксмо

В юности Валерий Яковлевич был уверен в собственной гениальности. Прямо так и писал в своем дневнике: «Юность моя — юность гения». Первую книгу своих стихотворений назвал незамысловато — «Шедевры». Тогдашняя критика с таким названием-выводом не согласилась. В чем только не обвиняли молодого поэта, а более всего — во вторичности.

С этим обвинением во вторичности он так и прожил жизнь. И вторую свою жизнь — посмертную — тоже проживает как бы на вторых ролях. Брюсов принадлежит к поэзии Серебряного века. Но, конечно, его «перекрыл» своим величием Александр Блок.


В Брюсове не было эпатажности Велимира Хлебникова или Игоря Северянина. Он не совершал революцию стиха как Владимир Маяковский. Он просто писал хорошие стихи.


Шедевры они или нет — пусть решает читатель.

Я этой лаской не обманут,

Я знаю гибель наизусть, —

Но крылья биться не устанут,

С усладой повторяю: пусть!

Мне очень нравится. Но это — дело вкуса. Думаю, любители поэзии без труда вспомнят наизусть строки Блока или Маяковского. Про ананасы в шампанском Северянина тоже помнят. Про Брюсова известно, что он — поэт. Однако наизусть строки его стихов вряд ли кто вспомнит…

Проза его известна еще меньше. Разве что «Огненный ангел» — роман, по которому Сергей Прокофьев написал свою великую оперу.

Только что в Театре имени Евгения Вахтангова я поставил спектакль «Брюсов переулок». Пьесу написал сам по мотивам прозы Брюсова. И только ленивый не спросил меня: «А почему, собственно, Брюсов?»

А почему, собственно, Брюсов? — вопрос, который задавали мне и замечательные актеры, и художник Максим Обрезков, и выдающийся композитор Фаустас Латенас, который написал музыку к нашему спектаклю, в том числе и чудесный романс на стихи Брюсова. А потом — зрители.

Для себя я открыл Брюсова сразу. Вдруг. Прочитал повесть «Последние страницы из дневника женщины», которая позже легла в основу пьесы.

Во-первых, оказалось, что Брюсов пишет увлекательно. Ему важно, чтобы читателю было с ним интересно. В этой повести удивительным образом сплетаются детектив (она начинается с того, что у героини убивают мужа), мелодрама, мощные человеческие характеры и множество глубоких философских идей. Крутой замес, не так ли?

Актеры работали над спектаклем с удовольствием (хотя и нелегко, но это уже театральные проблемы, за которые Валерий Яковлевич не в ответе) именно потому, что им предстояло воплотить мощных, неординарных людей. Спектакль только вышел, первые зрители говорят нам, что каждый образ неоднозначен, его понимание требует времени и размышлений.

Коли так, значит, у нас получилось адекватно перенести персонажей Брюсова на сцену. Писателей, которые одновременно умеют выстроить интригу и создать интересные характеры, — не так уж много.

Почти два часа не уходит со сцены замечательная Ольга Тумайкина. Ей есть что делать, и зрителям интересно за ней наблюдать. И за это спасибо Брюсову.

Работая над пьесой, а потом над спектаклем, я, разумеется, много читал Брюсова. Он писал очень разную прозу: и историческую, и мемуарную, и всякую. И целый пласт прозы мистической, странной, отзвуки которой есть в нашей работе.

Женщине надоедает жить в этом мире, и она мечтает поменяться местами… с собственным отражением в зеркале. В конце концов она начинает путаться: она ли живет в реальности или ее отражение, а сама она уже существует в ином, зазеркальном мире. Это тоже Брюсов — писатель, который пытается заглянуть в глубины человеческого естества, человеческой сущности.


Брюсов не просто создает людей, он их вскрывает, обнажает подноготную.


Эпиграфом к спектаклю мы взяли знаменитые слова: «Когда Бога нет — все позволено». Милые, интеллигентные, образованные, красиво одетые люди мучают друг друга, издеваются друг над другом только потому, что не имеют в виду Бога. Живут так, как будто Его нет. Об этом в том числе и наш «Брюсов переулок». Об этом в том числе и проза Брюсова.

Брюсов революцию принял радостно и безоговорочно, за что на свое 50-летие получил грамоту от рабоче-крестьянского правительства. Он считал необходимым просвещать народ, составлял «Народную библиотеку»: брал из произведений великих поэтов XIX века строфы, которые, как казалось Брюсову, будут понятны народу, и публиковал тоненькие книги стихов.

Бесовства в революции он не увидел. Она казалась ему предвестником некоего прекрасного будущего. Но бесовство в конкретных людях его всерьез волновало.


Поэтому на вопрос: «А почему, собственно, Брюсов?» — у меня есть один ответ: «Потому что он очень сегодняшний».


Поэтому люди и приходят на наш спектакль и смотрят про «дела давно минувших дней». Как любой великий писатель, Брюсов пишет про людей своего времени так, что это получается рассказ о людях вообще, о человеческой сущности.

Русская классическая литература настолько богата, что мы можем позволить себе — вспомним Пушкина — быть ленивыми и нелюбопытными. Проза Валерия Брюсова принадлежит к тем драгоценностям, которые не лежат на поверхности: их надо отрыть. Но когда ты достаешь их, ты понимаешь, что это — подлинные драгоценности. И да, прав был юный Брюсов — это шедевры.

Юбилей Брюсова — это серьезная дата. Это повод вспомнить о нем и открыть его книги. Прочитать, чтобы лучше понять самих себя.

«Российская газета» — 16.12.2018

Теплоход «Валерий Брюсов»

22.12.2018

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ