Текст: Евгения Бонко
Фото: Владимир Песня/РИА Новости, ria.ru
Когда семья готовится к появлению ребенка, книга редко попадает в перечень «детского приданого». Но книги - отличные помощники молодым родителям с самого рождения.
Маленькому человеку приятна речь родных. Выучите несколько потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песенок или текст пальчиковых игр (в них можно начинать играть с момента, как «расслабятся кулачки») - малыш обратит внимание, ведь они имеют характерную мелодику, ритм и благотворно влияют на нервную систему. Недаром они носят тёплое название - «материнская поэзия»! Эти незамысловатые на первый взгляд стишки ещё и раскрепощают родителя, помогают заполнить общением и сделать более интересными ежедневные рутинные действия по уходу, освободить от необходимости постоянно что-то придумывать (мы же иногда устаём от собственных монологов, правда?). Да еще вдохновить по образцу на сочинение собственных. А у крохи будет обогащаться словарный запас (пока пассивный), развиваться понимание «слово - действие» и «слово - предмет». По прошествии времени малыш начнёт сам проговаривать отдельные звуки, которые для него что-то означают. Известная всем с детства «Сорока-белобока», например, одновременно тренирует и «говорящие жесты» и мелкую моторику.
В энциклопедию детского фольклора «Ладушки» издательства «Белый город» вошли самые известные народные потешки, прибаутки, игры, колыбельные: «Петушок - золотой гребешок», «Вода текучая», «Бай, качи, качи, качи!», «Скок-поскок», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Еду-еду к бабе, к деду» и многие-многие другие. Позже, благодаря этой же книге, ребёнок сможет познакомиться с картинами русских художников, изучить времена года, узнать, как выглядели крестьянские игрушки и предметы быта. Есть и «Словарик в картинках» с реалистичными изображениями домашних и диких животных и птиц, насекомых, фруктов, овощей и ягод, деревьев, кустарников и цветов, народных игрушек, домов и построек, цветовой спектр. Правда, не обошлось без технических дефектов: иллюстрации порой темноваты, а, например, медвежата с картины «Утро в сосновом бору» оказались в центре, на сгибе разворота.
Если же вам кажутся лишними устаревшие слова и выражения, которые можно встретить в фольклорном пестовании, воспользуйтесь авторскими стишками Анастасии Орловой, вошедшими в книгу «Яблочки-пятки» издательства «Гриф». Они очень добрые, простые и понятные - и охватывают полный круг маленькой жизни: потешки на пробуждение, «Потягушка», «Засыпалочка», «Яблочки-пятки», «Пупок-завиток» (на массаж), пальчиковая игра «Кулачок-улитка». Есть афористичные прибаутки на одевание, расчёсывание и многие другие! А когда малыш начнёт посещать детскую площадку, пригодятся «С горки - ух! Во весь дух», про жука, муравьёв, о собаке, луже.
С рождения и до шести месяцев особенно интенсивно формируется система глазного яблока, отвечающая за переработку визуальной информации участками мозга и путями между ними. Глаза младенца пока работают так, что контрастные чёрно-белые изображения они видят лучше. Показывайте малышу такие рисунки! Например, у издательства «Полоски» есть хорошая серия: «Самое простое», «Самое знакомое» и «Самое красивое» (последнее издание более чем оправдывает своё название).
Выбирая первые книги ребёнку, обратите внимание: изображения должны быть крупными, чтобы разглядывание не было утомительным для младенца, да и взрослому удобнее смотреть вместе. Желателен белый фон (выделить главное). Когда ребёнок начнёт активно пользоваться руками, полезными окажутся различные клапаны и окошки. Ну и, конечно, то, что будем показывать, должно ведь нести какой-то смысл, быть познавательным и интересным одновременно. Есть ли книга, которая удовлетворяет столь разнообразным требованиям? Есть!
Это книга "Жиневоты" издательства "МИФ". Она сразу производит впечатление своим форматом. Обложка твёрдая, приятная на ощупь. Страницы плотные (почти картон), но могут быть порваны малышом, зато матовые (не отсвечивают в отличии от более крепких ламинированных страниц). Текста нет, лишь подписи к качественным, реалистичным картинкам. Книга недешёвая, но её можно будет использовать чуть ли не до школы. Представлено свыше 50 видов животных от мышки "пи-пи-пи" и слона, который просил прислать шоколада "пудов этак пять или шесть", до окапи и тапира. На разворотах книги предлагается угадать животное по тени, окрасу, следам, хвосту и глазу. С этой книгой скучно не будет.
Но, несмотря на прекрасные авторские книжки, лучше всё-таки иметь в «библиотеке малыша» и народные сказки. В них не только сконцентрирован народный опыт - они позволяют познакомиться со строением родного языка. И будет лучше, если текст окажется короткий и ритмичный. Вот две обработки всем известного «Теремка».
Сначала - отрывок из пересказа Алексея Толстого из книги «Терем-Теремок» издательства «Амфора».
«…Прибежала мышка-погрызуха и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?
- Я, муха-горюха.
- Я, комар-пискун. А ты кто?
- Я мышка-погрызуха.
- Ступай к нам жить.
Стали они жить втроём».
А теперь - из текста Евгения Чарушина из маленькой книжки в мягкой обложке «Теремок» издательства «Акварель»:
«Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит»…
В начале жизни мы все немножко поэты. Ребёнок наслаждается ритмичным лепетом, многократно повторяя какой-нибудь полюбившийся звук. Уже слово "мама" по симметричному расположению звуков - прообраз рифмы. Большинство детских слов построено по этому
принципу: «па-па», «ку-ку», «бай-бай» и т. д. Эти звукосочетания заимствованы взрослыми из детского лепета и, получив от взрослых определенный смысл, снова возвращены детям. Кроме того, с точки зрения физиологии, при еще не развитом голосовом аппарате младенцу значительно легче произносить схожие звуки, чем разные. Поэтому, чем меньше ребенок, тем сильнее его тянет к рифме и ритму. Причем к ритму хореическому. Корней Иванович Чуковский в своей работе «От двух до пяти» замечает, что «дети всего мира прыгают и пляшут хореем; может быть, потому, что еще грудным, бессловесным младенцам все матери внушают этот ритм, когда качают и подбрасывают их, когда хлопают перед ними в ладоши и даже когда баюкают их (так как "баю-баюшки-баю" есть хорей), - но, как бы то ни было, это почти единственный ритм радостных детских стихов».
Но не только детских! Хореем же написаны всем известные сказки Пушкина «О царе Салтане», «О мертвой царевне», «О золотом петушке».
Из современных изданий этих классических произведений стоит обратить внимание на «Золотые сказки» от «Азбуки» с иллюстрациями А. Д. Рейпольского «под старину», и «Сказки» от «Нигмы» с работами Т. А. Мавриной - единственного российского художника-иллюстратора, получившего премию Андерсена.
Раз уж зашла речь о «художественных» книгах - хочется отметить изумительную книгу издательства «Речь», в которой сказки Паустовского проиллюстрированы Геннадием Епишиным. Формально они ориентированы на более старший возраст, но «простые» герои - утки, собаки и т. д., будут понятны и малышу.
Но давайте вернёмся к текстам, соответствующим возрасту.
Самуил Яковлевич Маршак однажды заметил: «Литературе также нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели». И к детской литературе это особенно относится. Посмотрите на YouTube, как автор, Майкл Росен, читает свою книжку «Идём ловить медведя». По-русски она тоже есть, ее выпустило издательство «Розовый жираф».
Это книга того рода, который на Западе называют boardbooks - из очень плотного белого гладкого
картона (можно протирать тряпочкой), со скругленными краями и очень удобного размера для самых маленьких. Содержание - история о семье с ребятишками, отправившихся ловить медведя. Соль книги - то, как они пробираются через траву, которая шуршит, через метель, которая воет, через лес, где хрустят сухие ветки под ногами... Малыши просто в восторге от разнообразия звуков! А помимо звуков нужно и хочется добавлять движения рукам-ногами, эмоции и выражения лиц. По книге можно разыгрывать спектакли, особенно если ребятишек несколько: дружно, вместе, как и герои книги!
Приходится, правда, заметить, что в русском переводе нивелируется познавательная роль текста. В оригинале говорится, например, «лес ни СВЕРХУ не перепрыгнешь, ни СНИЗУ не обойдёшь», в нашем же переводе, увы, не противопоставляются слова, а всего лишь идут синонимы "перепрыгнешь-перескочишь". А ведь именно противопоставления являются одной из самых действенных сил, побуждающих к разговору. Но ведь можно проявлять фантазию: проговаривая вслух, переделать, например, так: "Его не перепрыгнешь, под ним не проползёшь". Несмотря на недостатки, книгу всё равно очень рекомендую.
Отличная малышовая книга «Лис и мышонок» Бианки, выпущенная издательством «Мелик-Пашаев» с иллюстрациями любимого Васнецова.
Папа и мама могут читать за героев по ролям. Тут и крупная картинка на белом фоне, и короткий текст, и познавательный сюжет.
Если у вас непоседа, который не может высидеть рядом и пяти минут, вам пригодятся книги вроде «От головы до ног» того же «Розового жирафа». Это книга-игра, книга-движение. В ней предлагается повторять за животными: «Я мартышка. Я машу руками - вот так! А ты так умеешь?» Собраны следующие звери: пингвин, жираф, бизон, тюлень, горилла, кот, крокодил, осёл, верблюд, слон и… И в конце юного читателя ждёт забавный сюрприз.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Действительно, движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать. Развитие мелкой
моторики неразрывно связано с развитием речи и интеллекта в целом. Поэтому вы обязательно встретите рекомендации предлагать ребенку самому перелистывать страницы. Тем более, что сейчас в продаже есть книги, способные предлагать еще и тактильные ощущения.
Одной из таких книг является «Мяу» Мэтью Ван Флита с фотографиями Брайан Стентон от «Махаона». Уже на обложке можно нащупать парочку лохматых хвостиков, а также, нажимая на боковую «кнопочку», поиграть за котика и попытаться поймать золотую рыбку в аквариуме. Неплохая книга, но не для своей цены.
Слишком однообразны получаемые тактильные ощущения. А вот у «Щенок и его друзья» от «Азбукварика» как раз наоборот, главное достоинство во вставках различной текстуры: носик у пёсика - гладкий, язычок у кошечки - шершавый, у зайки - шёрстка, у попугайчика - пёрышки, у черепахи - крепкий панцирь, у хомячка (хит у моего ребёнка) - усики. Их приятно и интересно (уже с 4-6 месяцев) трогать пальчиками. Книга сделана из плотного картона, иллюстрации крупные, яркие, и ещё имеется безопасный модуль, подкрепляющий зрительное и тактильное впечатление от картинки звуковым.
Не обойтись детской библиотеке и без Барто (хороши иллюстрации Молоканова, Чижикова и Конашевича), Чуковского (отличное переиздание советских книг найдёте у Мелик-Пашаева, а также изумительная «Путаница» у студии Юрия Норштейна), Маршака (прелестную книжицу выпустило издательство «Лабиринт Пресс» со знакомым с детства «Где обедал воробей?» с ляссе-воробышком и объёмной подвижной вставкой в конце).
Задача книжек-игрушек - чтобы с ними играли. Но это относится не только к книжкам-игрушкам, но и вообще к книгам «от нуля до одного». Не стоит стараться сделать из чтения культ. Основная мысль, которую родитель
должен донести: читать - это здорово, это объединяет, это интересно, это отличное времяпрепровождение.
Книги - наши попутчики: они помогают нам узнавать новое, веселиться, учат сочувствию, подают идеи для игр и другого досуга. И у каждой - свои задачи.
Читайте своим детям, читайте в удовольствие, играйте в процессе. Ведь это одни из самых приятных воспоминаний детства - совместное чтение!
Ссылки по теме:
«Дети плюс» - ГодЛитературы.РФ
Любить нельзя наказывать - ГодЛитературы.РФ
Книги, которые выбрали дети - ГодЛитературы.РФ, 13.03.2015
Детлит: то он есть, то его уже нет - ГодЛитературы.РФ, 20.02.2015
«Мы в авангарде, можете даже не сомневаться!» - ГодЛитературы.РФ,10.06.2015