Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

«Мы в авангарде, можете даже не сомневаться!»

Директор издательства «Детгиз» Алла Насонова объясняет, почему ей не хочется быть независимой и неинтересна Болонская книжная ярмарка

Интервью: Михаил Визель
Фото предоставлены издательством «Детгиз»

Издательство «Детгиз» — один из самых известных брендов в советском и российском книгоиздании. Это совершенно легендарный бренд, с которым связаны многие известные авторы.

Алла Насонова: Маршак, Чуковский, Хармс, Пантелеев, Щварц et cetera.

В каком состоянии издательство находится сейчас?

Алла Насонова: В неплохом. У нас небольшой коллектив с небольшой тотальной выручкой от продажи книг, но «клиент скорее жив, чем мертв». Мы выпускаем в среднем 30 книг в год и обеспечиваем саморазвитие, увеличивая объем продаж каждый год и создавая новые рабочие места. Мы бы и дальше их выпускали, но у нас вторая волна приватизации — есть шанс, что издательство может быть продано в некие частные руки, против чего я и весь наш коллектив и авторы активно выступаем.

Почему?

Анна-Игнатова-«Вектор-пластилина»Ася-Лаврушина-«Сон»;-СПб,-ДЕТГИЗМихаил-Яснов-«Путешествие-в-ЧУдетство»Арбенин-Константин.-Тараканьими-тропами

Алла Насонова: Потому что мне кажется, что некоторые вещи должны остаться в ведении государства. В состоянии частном — это всегда вкусовщина, когда все зависит от одного владельца, от его симпатий — антипатий. Слава богу, частных издательств в наши дни много, и они все неплохие — маленьких детских издательств, то есть издательств детской литературы. Хотелось бы сохранить «Детгиз» как бренд, как вы верно замечаете, как историю нашей страны, как нечто, оставшееся независимым по большому счету, а независимым может стать только, как мне кажется, обобществленное владение — как общая идея. Может быть я наивна слегка. Так думает вся наша компания, работающая в «Детгизе» и пишущая в нем. Но мы работаем в основном, как это ни смешно звучит, ради идеи, ради того, чтоб выходили книги взвешенного характера, некоей степени образцовости, не коммерческой составляющей, а общего гуманитарного плана. И мы этим много лет гордимся.

А нет ли противоречия между независимостью и государственным книгоизданием?

Алла Насонова: Нет. Те шестнадцать лет, что я директор, государство никогда не вмешивалась ни в издательскую политику, в отличие от частного владельца, ни в нашу будничную жизнь и пропаганду детской литературы. Государство поддерживало нас грантами, за что ему большое спасибо, в лице Федерального агентства по печати или в лице петербургского правительства, и ни во что не вмешивалось, доверяя вкусу наших старых редакторов, нашей общей мысли о том, что и как надо издавать для детей. В этом нет ничего плохого.

Каков ваш юридический статус?

Алла Насонова: Акционерное общество, имеющее 100% акций в собственности государства.

Кто от лица государства выступает в качестве вашего акционера? Роспечать? Минкульт?

Алла Насонова:  Росимущество.

И оно никаким образом не вмешивается?

Алла Насонова: Никаким образом, наоборот, государство содействует выходу детской литературы в рамках определенных программ, например, издательской программы «Культура России» и прочих грантовых программ. Никакой цензуры или давления. Старый коллектив авторов и редакторов делает то, что считает нужным, взвешенным, интересным для детской литературы.

Чувствуете ли вы себя в арьергарде детской литературы?

Алла Насонова: В арьергарде? Нет, наоборот, мы — в авангарде.

В чем это выражается?

Алла Насонова:  Ну вот, например, именно в «Детгизе» в течение семи лет проходит фестиваль «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа», собирающий молодых литераторов со всей России и даже из-за рубежа: Эстонии, Финляндии, Украины. И глядя на нас, наших молодых авторов растаскивают другие небольшие частные издательства. И теперь молодые авторы, которых мы открыли во время наших фестивалей, очень бурно разбираются по стране, чему мы очень рады.

Если вы рады, может, назовете, кого вы имеете в виду?

Алла Насонова:  С большим удовольствием. Из нашего фестиваля выходили такие уже довольно известные авторы, как Галина Дядина, чудесная девушка и большой поэт, не только детский, живет в Арзамасе. В прошлую субботу в клубе «Что? Где? Когда?» задавался вопрос по стихам Галины. Она очень популярный автор в интернете, и мы издали ее первую книгу. Настя Орлова из Ярославля, наверно, слышали?

Да, я знаком с ней. Она в прошлом году получила премию конкурса Чуковского.

Алла Насонова:  Её первую книгу издали мы, после нашего семинара. Много молодых авторов из Петербурга: Анна Игнатова, Анна Ремез, Костя Арбенин…. В Петербурге тоже есть писатели молодые, очень талантливые. Они раньше начали писать, но в нашем семинаре принимали самое активное участие. Постоянные участники нашего фестиваля — уже очень популярные Женя Пастернак и Андрей Жвалевский. Рустам Карапетьян из Красноярска, Елена Харламова из Петрозаводска. Ребята из Украины. Очень талантливый парень из Киева — Юрий Никитинский. У нас очень много печатается хороших авторов.

Детскую литературу, с одной стороны, упрекают в страшном консерватизме, потому что родители, и особенно бабушки-дедушки, покупают те книги, которые сами читали в детстве. Поэтому «Муха-Цокотуха» неубиваема.

«Мои-первые-книжки»;-ДЕТГИЗ,-1954-годСамуил-Маршак.-Вл.-Конашевич-«Плывет,плывет-кораблик»;-ДЕТГИЗЕвгений Шварц «Рассеяный волшебник»; Спб, ДЕТГИЗЭраст-Кузнецов-«Звери-и-птицы-Евгения-Чарушина»;-Спб,-ДЕТГИЗ

Алла Насонова:  А что в этом плохого? Гениальное произведение.

Ничего плохого. Но с другой стороны, детская литература оказывается в авангарде, потому что маленькие независимые детские издательства оказываются более гибкими и отзывчивыми к новейшим тенденциям, они ездят на ярмарки в Болонью, во Франкфурт и привозят такое, до чего взрослые издательства еще не скоро доберутся.

Алла Насонова: Оттуда привозить нечего, у нас покруче будет! Я вам честно скажу, несколько раз была и удивилась, насколько нечего почерпнуть в Болонье! Лучшее, что я там видела, — итальянское издательство, которое идет по следам Владимира Лебедева, основателя нашего издательства.

Понятно. Поэтому я и спрашиваю про арьергард.

Алла Насонова:  Нет, мы в авангарде, можете даже не сомневаться.

В последнее время с «Детгизом» связаны совсем не творческие истории. Давайте уточним. Итак, вас хотят продать. Кто хочет? Кому?

Алла Насонова:  Не то чтобы хотят. Никакого злого умысла в этом нет. Надеюсь, никто не хочет купить, потому что это было бы глупо. Просто есть план приватизации, вторая волна приватизации имени Германа Грефа, и в рамках этой приватизации в общем списке продаваемых предприятий появился и «Детгиз», что породило протесты в СМИ. На самом деле Росимущество относится очень нежно, и я бы сказала, очень точечно. Мы составляем вместе некую тенденцию, это называется дорожной картой. Будущий план, продуманный так, чтобы издательство сохранилось в своем неизменном виде. Нельзя одним чохом изменить все. Указ Президента необходимо выполнить, но надо ко всему подходить очень аккуратненько. И во благо!

Книга Михаила Яснова «Путешествие в Чудетство» вошла в лонг-лист премии «Просветитель», которая, мягко говоря, не государственная. Совсем не государственная. Какие вы испытываете чувства в связи с этой ситуацией?

Алла Насонова:  Нам приятно, что она вошла в лонг-лист, надеемся, что войдет в шорт-лист, потому что гениальная книжка. Очень интересная, я надеюсь, вы прочтете и поймете. Ну, хорошо, что есть негосударственные премии. Меня удивляет то, что нет до сих пор государственной премии по детской литературе, такой, знаете, серьезной, общероссийской. Есть много маленьких премий, таких как «Книгуру»

Какая же она маленькая? Она при «Большой книге», а «Большая книга» — это государственный масштаб, если не статус.

Алла Насонова:  На самом деле, она же родилась как небольшая частная затея. Ну и что, что при «Большой книге». И потом… подразумевается, что там дети голосуют — как-то это не очень серьезно. Нужна профессиональная премия, с хорошим голосованием, умными людьми и т.д. Мы готовы подвергнуться любой критике, но чтобы она была конструктивная, умная, взвешенная, талантливая, потому что критика тоже должна быть талантливая, как и литература. И тогда где-то заискрится. Нужен профессиональный журнал по детской литературе, нужна государственная, освещенная в прессе премия, дабы поднять престиж детской литературы. Когда мне говорят, что дети не читают и спрашивают: « Что, Алла Юрьевна, надо делать?», я отвечаю: «Надо в прайм-тайм, в разделе социальной рекламы пиарить детские книги, выносить их на общее обозрение, снимать об этом документальные фильмы. Нужно вложить в это если не деньги, то хотя бы административный ресурс. И все будет хорошо, дети точно будут читать».

ГодЛитературы.РФ благодарит Алёну Ермолаеву за помощь в расшифровке интервью.


Дополнение:

После публикации этого интервью ГодЛитературы.РФ получил комментарий оргкомитета премии КнигуРу:
Конкурс «Книгуру» никогда не был «частной затеей», его учредило Федеральное агентство по печати. Процедура голосования уникальна: первичный отбор осуществляют взрослые эксперты — те самые «умные люди», а окончательное решение выносят тысячи активных читателей 10-16 лет. И выбор этих читателей зачастую точнее и смелее. Конкурс является крупнейшим в России как по числу участников, так и по размеру призового фонда.

10.06.2015

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

Нонфикшен2019

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ