Текст: Альбина Гимранова
Коллаж ГодЛитературы.РФ
Все три романа — «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной, «Зона затопления» Романа Сенчина и «Жених и невеста» Алисы Ганиевой — вышли в «Редакции Елены Шубиной». Но авторов объединяет не только это. Их проза описывает три разных отдаленных уголка России, где человек несет в себе историю, а история несет в себе человека.
Роман Сенчин знаком российскому читателю прежде всего по роману «Елтышевы», вошедшему в шорт-лист «Русского Букера». Сибиряк по рождению, Сенчин в «Зоне затопления» обращается к теме уничтожения деревни и тем самым выступает продолжателем традиции Валентина Распутина, и прежде всего, его повести «Прощание с Матерой». Действие романа проходит в нулевые во время строительства Богучанской ГЭС. Жителей деревни, подлежащей затоплению, переселяют в специально построенный город. Они этому сопротивляются, но борьба идет неравная — и согнанных с насиженных мест, вырванных с корнем, спресованных системой людей ждет безрадостная участь.
За
за повесть «Салам тебе, Далгат». В «Женихе и невесте» — ее третьем произведении — речь идет о жителях дагестанского поселка на прикаспийских солончаках. В центре внимания - особенности матримониального института Дагестана: родители жениха арендуют зал для свадьбы, но при этом невеста еще не выбрана. Такая одержимость свадьбой отражает самосознание людей, принадлежащих к традиционной культуре, где свадьба — это не частное дело двух людей, а центральное событие для всего общества. Это роман о людях, которые утратили свои корни, оторвались от традиционной культуры, но еще не вписались в глобализированный урбанистический мир.
Дебютный роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» называют одной из главных литературных сенсаций 2015 года. События романа охватывают период с 1930-го по 1946-й годы. В центре повествования — судьба тёмной крестьянки Зулейхи, сосланной после раскулачивания в рабочий поселок в Сибири. Это не только история выживания забитой хрупкой женщины, но и история преображения и становления личности в суровых географических условиях.
Дискуссия развернулась вокруг вопросов: в какой мере география определяет текст произведения? Какие проблемы, связанные с историей и географией страны, освещают авторы? Какова связь описанных событий с современностью?
«География России съеживается»
У Сенчина в «Зоне затопления» события происходят в деревушке, глухой даже по сибирским меркам. «Такие места для литературы интересны своей отдаленностью. Вектор снова повернулся к почве, к земле, к глубинке, туда, где еще теплится жизнь», — считает автор. И добавляет: «География России съеживается».
Заброшенных деревень, как и покинутых городов, становится все больше. «У меня в книге есть момент, когда жители покидают деревню, и все отвоеванное у природы пространство вновь занимает тайга. В Сибири тайга — это такая темная сила, которая буквально лезет на человека. И пока тайга все не поглотила, стоит это запечатлеть в книге».
В романе «Жених и невеста» действие происходит на окраине России, на Северном Кавказе, где сосуществуют десятки малочисленных народов, говорящих на разных языках.
«Регион специфичный, — говорит Алиса, — со стычками религиозных течений, с рудиментами политического устройства 90-х годов, где борются кланы и пестрит частная жизнь людей. Это точка — стык Запада, Востока, разных культурных традиций, где все, что происходит в России, сгущается, концентрируется. Северный Кавказ выступает декорацией романа, но все, что там происходит, отражает ментальную географию того, что происходит в головах людей, независимо от того, живут они на Кавказе, Самаре или Дальнем Востоке».
В романе «Зулейха открывает глаза» география определяет практически все. Для Яхиной это прежде всего семейная тема. Гузель обратилась к истории своей бабушки, которая семнадцать лет провела в Сибири, куда была сослана с родителями.
«Действие романа сконцентрировано в двух географических точках. Первая — глухая татарская деревня Юлбаш. Это такой собирательный образ татарской деревни в 1930-м году. Первая точка мне хорошо знакома, потому что я провела детство у бабушки в деревне, в черте Казани, где еще сохранялся крестьянский уклад. И второе место действия — это приток Ангары и маленький таежный поселок. В моем романе место называется Семрук. Я хотела туда поехать, но сейчас поселение перестало существовать. И теперь на этом месте сплошная тайга», — рассказывает Яхина.
Яхина считает, что исчезновение деревень и городов — проблема общемировая, и связана она с протяженностью стран. Задачу литературы автор видит в том, чтобы запечатлеть места, сделать их фотоснимок, пока они полностью не исчезли. «Что касается нерва, то географически он у каждого свой, а исторически — общий», — считает Яхина.
«Понять будущее, не зная прошлого»
Исторически действие романа «Зона затопления» происходит в нулевые. В романе Сенчина люди живут здесь и сейчас, и в то же время помнят об истории основания деревни, помнят, что на их месте жили люди с теми же фамилиями. Это обстоятельство их связывает и побуждает интересоваться историей своих предков.
«В основном люди не знают своих корней, но кризисы заставляют их задуматься, а что же они потеряли? — говорит Сенчин. — У меня нет дара писать о том, что происходило пятьдесят лет назад. Я тот человек, который воспринимает жизнь современно».
«А у меня наоборот, нет дара писать о современности», — признается Яхина. Именно по этой причине ее роман обращен в историю. Хотя первоначальная структура была совсем иной. Предполагалась современная героиня — правнучка Зулейхи, которая бы изучала судьбу своей прабабушки по архивным документам и двигала повествование вперед. Но автор отказалась от этой затеи. «Удалось показать только историю, а современность показать не удалось, — сетует Яхина. — Хотя связь с современностью заключается в том, что когда сейчас люди читают этот роман, то вспоминают историю своей семьи, своих прабабушек и прадедушек».
В романе Алисы Ганиевой действие происходит в современной России, но в той ее части, где все пропитано историей. «То, как мы формируем наше историческое прошлое, как к этому относимся — это пункт гражданской важности. Мы все — и читатели, и герои, и писатели — хотим обрести себя в этой истории. А это не всегда удается. И тогда все начинают сочинять на ходу, придумывать себе этот бэкграунд. Мои персонажи заняты поиском истории, а в итоге оказывается, что она — суррогат, и по сути никакого прошлого ни у кого из героев нет. Стоит ли тогда искать этот образец подражания в истории? Но с другой стороны, как понять будущее, не зная прошлого?» — вопрошает Ганиева.
Но такие больные вопросы требуют особого осмысления. И литература играет далеко не самую последнюю роль в реконструкции истории, а подчас и в ее мифологизации.
Ссылки по теме:
Советская сказка на фоне ГУЛАГа - ГодЛитературы.РФ, 09.07.2015
Больше, чем литература - ГодЛитературы.РФ, 16.11.2015
«Жена не должна таиться от мужа…» - ГодЛитературы.РФ, 17.04.2015
«Большая книга» отправится в Татарстан - ГодЛитературы.РФ, 11.11.2015
Большая карта для маленькой Зулейхи - ГодЛитературы.РФ, 17.11.2015
«Большую книгу» вручат 10 декабря - ГодЛитературы.РФ, 26.11.2015
Алиса Ганиева: «В Дагестане легко быть необычным» - ГодЛитературы.РФ, 03.04.2015
В Махачкале открылась книжная ярмарка - ГодЛитературы.РФ, 25.09.2015
Женщины идут - ГодЛитературы.РФ, 09.07.2015
«Они встречались по-современному…» - ГодЛитературы.РФ, 13.03.2015
Роман Сенчина — ремейк повести Валентина Распутина - ГодЛитературы.РФ, 04.03.2015
«Матера» — территория любви - ГодЛитературы.РФ, 13.03.2015