Текст: ГодЛитературы.РФ
344 участника, 40 финалистов и 8 победителей — таков итог нашего летнего и совсем недетского конкурса рассказов «ЧуДетство!». Выбрать лучших из лучших оказалось непростой задачей. Как оценить искреннюю любовь и трогательные воспоминания, детскую непосредственность и находчивость маленьких героев? Что важнее — точное соответствие жанру рассказа, неожиданный поворот сюжета или сила чувств, которые одолевают автора, а вслед за ним и читателя?
Мы предложили нашему жюри оценить каждый рассказ по 10-балльной шкале, а когда собрали «ведомости», выяснилось, что у каждого из них свои фавориты. Поэтому победителей мы определили, как на Евровидении, просто подсчитав общую сумму баллов.
Победители конкурса короткого рассказа «ЧуДетство!»:
1 место (42 балла)
«Плыви, Гоша», Софья Милютинская (г. Липецк)
2 место (41 балл)
«Валькино письмо на фронт», Анатолий Коновалов (д. Хмелинец)
«Сашка», Елена Льюис (США)
3 место (39 баллов)
«Самый плохой ковер», Вера Винниченко (г. Москва)
«Много любви», Александра Зайцева (г. Астрахань)
«Леденцы», Татьяна Трубникова (г. Подольск)
Приз читательских симпатий
«Макатита» Юлия Линде (г. Москва)
«Заметки из блокнота» Татьяна Бальцер (г. Тольятти)
Спецприз от шеф-редактора портала ГодЛитературы.РФ Михаила Визеля
«Большое сердце», Юлия Клюева (г. Саратов)
Спецприз от команды портала ГодЛитературы.РФ
«Море в городе» Эльга Попова (Республика Беларусь).
Поздравляем победителей конкурса «ЧуДетство!» и приглашаем вас на торжественную церемонию награждения, которая пройдет 22 сентября в Российской государственной детской библиотеке.
Члены жюри конкурса «ЧуДетство!» поделились своими впечатлениями от прочитанных работ.
Поэт Анастасия Орлова:
— Благодарю организаторов и авторов конкурса за смешные и трогательные истории, которые меня моментально унесли в детство. Я вспомнила про маму - она сорвалась и приехала за мной в санаторий, где я заболела и страшно тосковала. А она прилетела через всю страну и забрала раньше срока. Вспомнила свои зелёные сандалики, новые и весёлые. И казалось, что они такими будут навеки, просто не может быть по-другому. И про кукол, которые, конечно же, были живыми. На бал они не ходили, но жизнь у них была чрезвычайно насыщенной!
Авторам желаю удачи, и еще раз спасибо за пробуждённые чувства!
Переводчик, детский писатель Михаил Яснов:
— Я прояснил для себя несколько критериев, по которым и оценивал. Главные из них - насколько это проза (или насколько текст приближается к прозе) и насколько присутствует в рассказе элемент неожиданности и незатоптанности.
По этим критериям первые места у меня заняли рассказы Бикмуллиной, Винниченко, Коновалова. Литвишко и Штаба (8—9 баллов). Остальные оцениваются где-то посередке - 5—6 баллов. Основные, с моей точки зрения, «недотяжки» — скучноватость историй и детских речений, которые использовались авторами, и открытая назидательность, что далеко не всегда красит подобный текст. Тем не менее, я хотел бы поздравить всех участников и организаторов конкурса - дело благое, а для кого-то из авторов может оказаться определяющим в судьбе. Написать хороший рассказ - труднейшая вещь и, конечно, знак таланта. Вошедшие в шорт-лист так или иначе обуздали этого конька, а мои победители гордо на нем загарцевали. Еще раз - мои поздравления!
Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко:
Но есть несколько текстов, которые при некотором оптимизме можно счесть рассказами. Во всяком случае, в них есть не просто история, а попытка развить сюжет, перейти от частного к общему, сформулировать - так или иначе - какую-то мысль.
Эти тексты и получили у меня высший балл по десятибалльной шкале — шесть.
— Все вещи мне понравились, потому я начинаю оценки от 5, там много хороших историй, но написанных с самолюбованием, потому я их чуть опустил. А вообще - отличный конкурс - и идея прекрасная. Когда мы проводим Турнир поэтов МГУ, то в начале члены Жюри читают свои вещи, так и здесь предлагаю от каждого пишущего члена Жюри взять по короткой истории и опубликовать в сборнике вместе с работами победителей.
— К «народным конкурсам» трудно подходить с профессиональными критериями. А к конкурсам, на которые присылаются тексты, посвященные собственным детям и внукам, трудно вдвойне. Дети как собаки - такие персонажи, которым не нужно что-то делать или как-то «играть», - они интересны сами по себе.
Но тем не менее в отобранном шорт-листе было несколько текстов, которые можно судить именно как литературу. Им я и поставил высшие баллы. А один рассказ тронул меня не литературными, а человеческими достоинствами. Он написан от лица матери мальчика с задержкой развития - и я не читал еще ничего подобного на эту сложную тему.