28.05.2018
Тонкости перевода

Поэзия #вЖЫвую

В Москве прошел поэтический фестиваль, организованный проектом «Живые поэты»

Живые поэты
Живые поэты

Текст: Александр Соловьев

Фото: инстаграм пользователя frolovaira

Помещение напоминает модный лофт или андеграундный клуб: в дальнем углу развернута небольшая сцена, слева от входа разливают крафтовое пиво. Немного поодаль — дверь в отдельную просторную комнату, при входе в которую нужно разуваться. Пол в ней выстелен газоном с живой травой, а стены расписаны граффити и увешаны психоделическими картинами, напоминающими изощренные эскизы для тату-мастеров. Кстати, о них — здесь же у стены по невысоким ценам бьют татуировки, наколку в виде логотипа мероприятия можно набить бесплатно. Помещение больше подходит для проведения рок-концерта или презентации левого самиздата, наподобие molokoplus, а происходящее меньше всего напоминает поэтический вечер. И тем не менее, это именно он.

Вечер-презентация антологии «Живые поэты» проходила в пространстве NOL, впервые открывшемся для посетителей. Проект NOL создан актером «Гоголь-центра» и художественным руководителем Gogol school Ильей Ромашко и задумывается как пространство для реализации независимых театральных, художественных, литературных проектов, а также обучения техническим театральным профессиям — работе со светом, звуком, etc. И для открытия молодежного арт-пространства такого рода сложно было выбрать более подходящее событие, чем выступление «Живых поэтов».

«Живые» удивляли — не всегда было ясно, как реагировать, когда друг за другом выступали поэты, стихи которых привычнее было бы услышать на поэтическом слэме, солисты групп «Пионерлагерь пыльная радуга» и «Сансара», с гитарой в руках исполнявшие свои хиты, Дмитрий Воденников и Леха Никонов. Вечер подтвердил политику составителей — полное неразделение песенной, массовой, «академической» и рэп-поэзии (правда, за грань сюрреализма организаторы все же не вышли — Ольга Седакова и Кирилл Корчагин, тексты которых включены в антологию, на вечере не выступали). Люди, представлявшие поэтов и рассказывавшие о проекте, всячески это неразделение подчеркивали, и сами являлись живым тому свидетельством — сложно представить культурное событие, на котором речь держали бы одновременно главный редактор портала «Дискурс», художник-граффитист и представитель благотворительного фонда «Линия жизни».

Публики было много — действительно, очень много, и чрезвычайно разной — студентки с волосами, окрашенными в яркие цвета, юноши в футболках с логотипами Death-metal групп, пожилые солидные пары. Отдельным удовольствием было подслушивать разговоры —


например, группы металлистов, обсуждавших, можно ли считать Ольгу Седакову и Елену Шварц реинкарнациями Ахматовой и Цветаевой соответственно.


Происходящее могло производить странное, неоднозначное, даже шокирующее впечатление, но скучным оно точно не было — это было модное мероприятие, развивающееся по законам модного мероприятия. Здесь стоит вспомнить, что проект, хоть и косвенно, но связан с «Гоголь-центром», театром, ставящим современные, провокационные и умные спектакли, и потому превратившимся в модное место. Проект «Живые поэты» вообще и вечер «Вжывую» в частности работают по той же самой логике. Мы имеем дело с тем, как российская поп-культура присваивает себе поэзию самого разного толка. Хорошо ли это? Да, это прекрасно, что современная поэзия — от самой массовой до самой высоколобой — стала модной. Как показывает опыт, поэтическое пространство такая открытость может только обогатить, и тот факт, что благодаря усилиям Андрея Орловского современная поэзия прорвалась к широкому читателю, однозначно является большой его заслугой. И совершенно неважно, что большая часть поэтов, выступавших на вечере, будут малоинтересны среднестатистическому читателю «Воздуха», «Ариона» и «Нового мира» — антология составлялась не для них.