02.03.2019
Рецензии на книги

Женский голос против Трампа

«Голос» Кристины Далчер похож на старые штаны, перекроенные в юбку

Упырь_Лихой_о_романе_Кристины_Далчер_«Голос»_который_сравнивают_с_Рассказом_служанки»
Упырь_Лихой_о_романе_Кристины_Далчер_«Голос»_который_сравнивают_с_Рассказом_служанки»

Текст: Елена Одинокова

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Кристина Далчер «Голос»

Перевод с англ. И. Тогоевой. - М.: Эксмо, 2019

«Голос» Кристины Далчер часто сравнивают с «Рассказом служанки» Маргарет Этвуд. Хотя это скорее роман Рэя Брэдбери, перекроенный, как старые штаны, из которых пытались сделать юбку. В последнее время американки активно пишут феминистские романы, пользуясь старыми сюжетами, как будто хотят исправить ошибки авторов-мужчин.

Перед нами классический роман-антиутопия (или просто памфлет) со множеством отсылок к другим произведениям и с традиционным зачином, известным еще по греческим трагедиям, а именно — нарушением запрета. Это альтернативная реальность или недалекое будущее, где существует некое жестокое социальное явление, которое преодолевает главный герой (героиня). У Бёрджесса в романе «Вожделеющее семя» это запрет на деторождение, у Брэдбери — запрет на чтение книг, у Этвуд — насильственное использование женщин как суррогатных матерей.

В альтернативной реальности Кристины Далчер жестокое


новое правительство запретило женщинам говорить больше 100 слов в день и обязало их носить счетчики на запястье.


Мотивация автора прозрачна: как тут не вспомнить борьбу Дональда Трампа с Хиллари Клинтон на президентских выборах? В США, стране развитого феминизма, женщина еще ни разу не занимала пост президента страны, а Трамп во время предвыборной кампании не раз высмеивал слабость своей оппонентки. Бессловесная Меланья Трамп являет собой образец «степфордской жены»: она всегда идеально выглядит, и ей всегда нечего сказать. Возможно, 100 дозволенных слов в день для нее даже слишком много. Любовь к литературе не чувствуется в этом тексте, зато очевидна ненависть к политике Трампа. Роман, по словам авторки, написан «за два месяца на одном дыхании». Время, недостаточное для серьезного романа, но вполне достаточное для политической брошюры, с которой мы и имеем дело. Книга написана сухим журналистским стилем, более подходящим для жанра «100% док» — так же написан, к примеру, роман «Только с дочерью», где молодая американка пытается спастись от исламистов.

К сожалению, американцы в избытке снабжаются пособиями «как написать бестселлер», «как придумать гениальный сценарий» и т. д., отчего у большинства тамошних авторов на корню отсутствует творческая самостоятельность. Зато в их текстах все на своих местах, все соответствует плану — читателю все понятно. В нужных местах он смеется, умиляется, сочувствует, сжимает от гнева кулаки. Литература, скроенная по шаблону, предсказуемая на 100%.

Герои романа «Голос» отражают разные системы ценностей, которые уживаются в современном американском обществе. Главная героиня — смелая и гордая интеллектуалка Джин, в прошлом специалист по нейролингвистике, ныне — одна из миллионов угнетенных домохозяек. Ее муж Патрик - мягкотелый соглашатель правящего режима, который жалеет жену и готов на все ради ее счастья, но до конца не решается пойти против системы. Их старший сын Стивен - образец туповатой молодежи, которая верит всему, что говорят в школе и на ТВ. Их соседка Оливия - представительница обывателей, патриархалка-христианка, ставшая жертвой нового режима. Пропавшая подруга Джин — радикальная феминистка Джеки, которая предрекала тяжелые для женщин времена и слишком много выступала, за что теперь наказана. Главный злодей — церковник и мизогин Карл Корбин, насаждающий идеалы «Истинных мужчин» и «Истинных женщин». В качестве антипода вялого Патрика выведен смелый итальянский альфа-самец Лоренцо — сотрудник, единомышленник и любовник Джин. (Тут надо заметить, что жанр памфлета плохо сочетается с жанром любовного романа, и персонаж получился крайне неубедительный.)

Сюжет не радует событиями — практически все время Далчер описывает мир угнетенных женщин, которых лишили голоса, права на работу, на образование, на собственность, на паспорта, на выезд за границу, на внебрачные половые связи. В новой жестокой Америке


женщина может быть либо немногословной домохозяйкой, либо проституткой с заткнутым ртом, либо бессловесной рабыней на плантациях.


Геев и лесбиянок ссылают в концлагеря и заставляют вступать в гетеросексуальные отношения. У однополых родителей забирают детей. Правительство строит планы по лишению голоса остальных женщин мира, и с этой целью правительству нужна Джин. В прошлом она работала над сывороткой от афазии Вернике, теперь правительство требует, чтобы она продолжила исследования. Вернувшись в лабораторию уже без счетчика на руке, Джин встречается с Лоренцо. Вместе они пытаются понять истинные намерения правящей шайки. Как и следовало ожидать, жестокие церковники хотят на основе сыворотки создать средство, вызывающее афазию. И растворять его в воде, чтобы опоить весь мир. В финале романа, после пары вялых боевых сцен, правительство свергают и женщинам возвращают их права. Надоевший муж Патрик становится для Джин героем посмертно.

«Феминизм - хорошо, традиционализм - плохо. Голосуйте за правильных кандидатов! Иначе вам заткнут рот, сами будете виноваты!» — вот все, что читатель должен усвоить, прочитав роман Кристины Далчер.


Идеи, в общем, правильные, но авторка выражает их слишком наивно и прямолинейно. 


К сожалению, в отличие от авторки, у большинства русских читательниц все-таки есть чувство юмора, и такое нагнетание патриархально-мизогинно-мракобесных ужасов может вызвать не ту реакцию, которую ожидала американка.