06.09.2020
Фестивали

«Любимовка-2020»: 39 пьес, новые — имена, площадка, формат

С 5 по 12 сентября в Москве на Площадке 8/3 в Центре Вознесенского и впервые в формате онлайн-трансляций проходит фестиваль современной драматургии «Любимовка»

Текст и фото: Ольга Чиглинцева

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

В течение недели на фестивале представят лучшие новые пьесы, написанные на русском языке авторами со всего мира: 24 работы в основной программе, 8 — в Fringe (экспериментальный театр), 6 текстов состоявшихся драматургов в off. Все 39 пьес будут представлены в форме сценических читок, после каждой новая арт-дирекция по традиции будет проводить обсуждение.

Кроме практически непрекращающихся читок — большая образовательная программа с мастер-классами Кирилла Серебренникова, Михаила Дурненкова, Евгения Казачкова, Ильмиры Болотян, Марины Андрейкиной и Родиона Белецкого. Также в расписании фестиваля — спецпроект, пьеса Ингриды Рагяльскене и Андрюса Дарялы «Аллели» — свадебная притча об отношениях Польши, Литвы и Беларуси. Читка будет сделана в формате zoom. В этом году в связи с эпидемиологической ситуацией и необходимостью выполнять требования Роспотребнадзора фестиваль вынужден ограничить количество зрителей в зале на 50% с учётом участников-драматургов, ридеров, режиссёров, актёров и организаторов. Регистрация на каждый показ будет открыта ровно за сутки до начала события. Вход свободный.

Внеконкурсную программу составили пьесы состоявшихся драматургов: «Красное море» Родиона Белецкого, «Я убил Царя» Олега Богаева, «Остановка» Германа Грекова, «Распад» Олжаса Жанайдарова, «Теория и практика хорового свиста» Алексея Слаповского и «Ноябрь-86» Юлии Тупикиной. Искренне их поздравим, но главное внимание пусть всё же достанется новым именам.


В основной программе — 24 пьесы авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Баку, Софии, Киева, Уфы, Алматы, Нижневартовска, Шаховской, Самары, Омска, Минска, Рязани и Владивостока.


Их отобрали из 815 пьес, присланных на конкурс «Любимовки» русскоязычными авторами из 25 стран и 125 городов. Число текстов, участвовавших в отборе, стало абсолютным рекордом за тридцатилетнюю историю фестиваля.

Среди них: «цикл индекса» Екатерины Августеняк, «Страна Вась» Викентия Брызя, «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, «Дыры» Лидии Головановой, «deinosдина» Даниила Гурского, «Республика» Сергея Давыдова, «Не могу говорить» Артема Ефименко, «Коби Брайант» Алексея Житковского, «Big in Japan» Исмаила Имана, «Паспорт» Айнур Карим, «Петя из Ватуков» Наталии Лизоркиной, «Мёртвая голова» Марии Малухиной, «Тихий Дом» Дарьи Морозовой, «заречные (материалы)» Серафимы Орловой, «Название не помню» Катерины Пеньковой, «Туареги» Светланы Петрийчук, «запись прерывается» Элины Петровой, «Расскажи мне про Гренландию» Лены Петуховой и Сергея Азеева, «Спички детям» Оли Потаповой, «Пион Селин Дион» Марты Райцес, «Утечка» Юлии Савиковской, «7 категорий любви у древних греков» Екатерины Тимофеевой, «Деликатно» Каси Чекатовской, «Свинья в стене» Елены Щетининой.

Программа Fringe «Любимовки» традиционно представляет наиболее экспериментальный край драматургии. Как и в предыдущие годы, этой программе отведен фестивальный четверг, 10 сентября, но впервые она пройдет на новой площадке — в Центре Вознесенского, который все активнее проявляет интерес к новым текстам и междисциплинарным форматам.

Среди них: «Два дня страха» Ксении Лавреновой, «Общее место» Светланы Егоровой, «Фо Хер» Ольги Казаковой, «Тверь обыкновенная» Артема Обущака, «Коммуналка на Петроградской» Романа Осминкина, Анастасии Вепревой, «Я дома» Полины Коротыч, «Жизнь» Васи Шарапова, «Витя в стране картонных человечков» Глеба Колондо.

И вот тут позвольте мне подробнее остановиться на пьесах, которые показались наиболее интересными.

 

Программа Fringe:

1. Тверь обыкновенная (вы точно правильно прочитали?) Артёма Обущака - пьеса пусть и проходит по программе Fringe, но, по моему мнению, исполнена в лучших традициях абсурда Сэмюэла Беккета с атмосферой американской семейной саги, хоть действие и происходит в российской глубинке. Семья, состоящая из отца, трёх дочерей (старшей, средней и младшей) и трёх таких же братьев, ждёт жрАтвы (впрочем, ударение не важно), которая связана с жатвой особенной пшеницы. Начинается произведение со слов: «Люди здесь были разные, и все они ждали Бога. Но уже много лет как они Его не дождались. Иногда они не думают, что сами в этом виноваты», - ну чем не «В ожидании Годо»? Впрочем, не будем вешать ярлыки. Автору есть что сказать нового. Произведение стоит прочитать хотя бы ради того, чтобы насладиться умелым обыгрыванием смысла давно всем известных фраз: «- Говорят, что её на куски разобрали... - Мама дорогая. - Что сказать? Не из дешёвых». В тексте упоминается картина Эдварда Мунка «Крик», но пьесу можно сравнить с другой, не менее популярной работой «Американская готика» Гранта Вуда - это там, где стоит фермер с вилами и женщина рядом. Кстати, вы знали, что это не его супруга, а дочь? Ситуация в произведении складывается ну очень похожая.

2. «Общее место» Светланы Егоровой - история нескольких десятилетий из жизни семьи в повседневных заметках матери. Кажется, нас ожидает обычный дневник, но нет! Заметки здесь - это список покупок, доходов и расходов, сравнимый по своей лаконичности разве что с чеками из магазина. Но их чтение может стать увлекательным исследованием, ведь можно заметить, как появляются и исчезают упоминаемые герои, меняются цены, предпочтения и даже орфография героини. Самая что ни на есть жизненная драматургия, которую можно проследить в любой семье, хватило бы нам такой же скрупулёзности в подсчётах. Даже интересно, настоящие ли это заметки или целиком выдуманные?

3. «Я дома» Полины Коротыч - один из самых добросовестных отчётов о самоизоляции, так как это произведение - фотографии происходящего на улице, снятые через окно квартиры. Но даже если жизнь на карантине замедляется, она ни в коем случае не останавливается, о чём и говорят эти удачно заснятые моменты, выложенные с интересными подписями в инстаграм. Из запечатлённых мгновений и складывается своеобразный сюжет произведения. В комментариях к фотографиям развитие событий сравнили с «Окном во двор» Хичкока, хотя кому-то всё это покажется просто забавной шуткой.

Основная программа:

4. «Паспорт» Айнура Карима - пьеса о близости родственников и чужих людей. Найдут ли потерявший паспорт человек и нашедшее важный документ семейство друг друга, даже учитывая, что у них одна национальность? Или в этой стране каждый сам за себя?

5. «Не могу говорить, я в маршрутке» Артёма Ефименко - встреча, но по большей части мысли людей в транспорте, который никуда не едет. Среди героев: Человек, который вынужден закрывать дверь, потому что сидит возле неё, Пожилая женщина, которая всем мешает своей дурацкой сумкой, но которой никто ничего не говорит, потому что у неё уж очень грустное лицо, Пожилой мужчина, который думает, что всё-таки зря он продал свой «москвич». Ещё не нашли себя? Можно поискать своё отражение и в других персонажах. А ситуация, объединившая таких разных людей, уж точно нам до боли всем знакома.

6. «Я танцую как дебил» Игоря Витренко. Главному герою (и танцору) Толе Толстову уже 39. Пойдя в бар с сыном, герой своими движениями умудряется создать хештег #танцую_как_отец #танец_бати #я_танцую_как_дебил. В наше медийное время это можно трактовать совершенно двояко - как очередную травлю или хайповое признание. Но важнее, что скрывается за танцем героя - ни от кого не зависящая манера жить или попытки быть моложе своего возраста? А может, что-то совсем другое? Настаёт пора разобраться со своей жизнью не только главному герою, но и его окружению, среди которого находится симпатичная ему девушка…

7. «Туареги» Светланы Петрийчук. Пьянство, измены, тяжёлые болезни неблагодарных супругов - горькая долюшка женская! Притеснение прекрасной половины - тема не новая, даже вечная. Религиозная традиция закрывать лицо женщинам специальными головными уборами известна всем. Но знали ли вы, что существует народ, традиции которого предписывают женщинам, наоборот, ходить с открытым лицом, а мужчинам - носить повязку на лице? Так живут туареги. В 18 лет юноша получает в подарок платок "лисам", длина которого может доходить до 40(!) метров. Мужчина со своего совершеннолетия обязан носить его на протяжении всей жизни, не снимая ни при каких обстоятельствах (лишь на время еды разрешается опускать платок до подбородка), даже дома в кругу семьи. В наиболее суровые времена тот, кто был замечен без своего платка, мог быть им же и казнён. При этом на женщин таких суровых ограничений не накладывается и в остальном у них такие же права, как и у мужчин. Чем глухая русская деревушка не пустыня Сахара, в которой всё вымирает? «Мы ж на то и бабы, чтобы друг друга поддерживать!» - говорит одна из героинь, и они решают всё взять в свои руки и объявить матриархат. Правильно ли они всё рассудили или не всё так просто, ждёт их счастье или очередной жизненный тупик?

8. «Пион Селин Дион» Марты Райцес - подробный рассказ обо всех жизненных неприятностях от лица женщины, проходящей через одну из самых страшных и распространённых болезней нашего века - рак. Многие боятся думать о неприятном, стараясь обходить эту тему, но во многом трогательная исповедь героини вызывает искреннее сочувствие.

9. «Республика» Сергея Давыдова — воспоминание в стихах о гражданской войне в Таджикистане и разрушении Вавилонской башни. Трём героям приходится проходить через испытания, которые принесла перестройка 90-х годов. О непростых отношениях с Россией и выживании рассказано легко читающимся свободным стихом:

«что жить вообще бывает так трудно

холодно

и невкусно

тут полстраны сидит нищих бездомных и лишних

советская башня упала

в облака ударила пылью

мы разлетелись по небу как звездочки

разбрелись по своим национальным квартирам».

10. «Расскажи мне про Гренландию» Лены Петуховой и Сергея Азеева — пьеса о том, как приехавшая из столицы учительница географии захотела изменить жизнь подростков из глубинки и чем это для неё кончилось. Противостояние учителей и учеников (а также их родителей) - тема не новая. «Дорогая Елена Сергеевна» была написана аш в 1979 году. Наверно, любое поколение можно назвать в чём-то потерянным, а потому вопросы воспитания, особенно в школе, навсегда останутся острыми. Должен ли учитель помогать своим ученикам в тяжёлых ситуациях или заниматься только своим предметом? А самое главное - можно ли изменить человека лишь добрыми напутствиями, пусть и самыми искренними? Ведь сейчас существует столько бизнес-тренингов - разве это не действенное решение всех проблем?

Впервые появится возможность увидеть все в режиме реального времени.


Live-трансляция, организованная партнером фестиваля, командой sbtg.ru, будет вестись с событий на YouTube-канале «Любимовки».


Регистрация на читки офлайн будет открыта ровно за сутки до начала. Ссылка, как и в прошлые годы, будет появляться на странице с расписанием ровно в полдень. Сайт «Любимовки».