23.10.2020
Итоговое сочинение. В помощь школьнику

Коня и трепетную лань

Как совместить итоговое сочинение и современную русскую литературу: рекомендации для одиннадцатиклассников, которые помогут покорить сердце проверяющего

ГодЛитературы.РФ (исходное фото: pxfuel.com)
ГодЛитературы.РФ (исходное фото: pxfuel.com)

Текст: Иван Родионов

2 декабря российским одиннадцатиклассникам предстоит выдержать важное испытание – речь идёт об итоговом сочинении. Сочинение это недаром пишется за полгода до основных экзаменов – оно также является допуском к ЕГЭ.

Долгие годы многие ученики, родители и педагоги сетовали на то, что сочинение в формате ЕГЭ (да и ОГЭ) по русскому языку, в общем-то, растеряло всю творческую составляющую и превратилось в сухое и формальное рассуждение. Во многом это действительно так. Чтобы получить за такое сочинение «отлично», необходимо строго соблюдать структуру, считать абзацы и пользоваться клише.

Совсем другое дело – итоговое сочинение. Нюансы, разумеется, в нём тоже есть, но в целом именно здесь ученик может, что называется, развернуться. Cтрогих критериев всего два: соответствие выбранной теме (как правило, содержащей некоторую нравственную коллизию) и наличие двух примеров-аргументов. Этими аргументами могут послужить художественные произведения с соответствующей теме проблематикой.

Как правило, набор классических аргументов, рекомендуемый учителем, состоит из классических произведений школьной программы. Более того, классика универсальна: та же «Война и мир» подойдёт под любую тему. Повторяются в рекомендациях из года в год и тексты не столь внушительных размеров – это не только «Тарас Бульба» или «Капитанская дочка», но и, например, скромный по объёму рассказ Константина Паустовского «Телеграмма».

Казалось бы, зачем изобретать велосипед: можно пойти по стандартной схеме и получить искомый допускной балл. Однако в некоторых вузах, к примеру, смотрят на полную выкладку по оценкам сочинения. Оттого некоторым ребятам желательно набирать максимум. Кроме того – и тут я могу опираться и на свой педагогический опыт, и на опыт некоторых своих коллег – при оценивании итогового сочинения проверяющий (а проверяет живой человек, а не компьютер) может увидеть в сочинении очередной безликий серый текст, где, допустим, на примере тургеневского романа что-то говорится об «Отцах и детях». И проверяющий даёт за сочинение проходной, но не максимальный балл.

Бороться с этим можно единственным способом – удивлять. Действует безотказно.

Можно поразить проверяющего красотой слога, изящной стилистикой, неожиданной формой сочинения.

А можно выбрать в качестве аргументов неожиданные тексты – например, из большой современной русской литературы. К тому же такой подход поможет взглянуть на выбранную проблему с неожиданной, не академической, а близкой и понятной современному читателю стороны.

Направления итогового сочинения 2020 года опубликованы, подготовка уже идёт. Попробуем подумать, какие из современных русских текстов подошли бы под эти направления. И почему.

1. Забвению не подлежит

(исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).

В истории нашей страны есть множество событий, которые нельзя забывать. Например, трагические двадцатые годы прошлого века – и здесь учащемуся может помочь роман Захара Прилепина «Обитель». Одиннадцтиклассник может ассоциировать себя с главным героем книги, молодым человеком по имени Артём – и попробовать вместе с ним разобраться в причинах и последствиях послереволюционных событий.

2. Я и другие

(человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»).

Близкая каждому школьнику тема. Самое страшное для многих подростков – потерять себя. Перестать быть собой, утратить идеалы. Именно этому посвящена книга Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Странная, иррациональная атмосфера романа почти растворяет, стирает все внутрисемейные связи. Но герои «Петровых в гриппе» всё же выходят из морока отчуждения – и, думается, спасает их именно человечность.

3. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

(культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом).

Тема, во многом схожая с предыдущей. Но с нюансами. Подросток часто чувствует себя одиноким, непонятым другими людьми, семьёй, обществом. Главная героиня книги Евгении Некрасовой «Калечина-Малечина» также окружена стеной тотального непонимания и глухоты со стороны взрослых и всего окружающего мира. Это, конечно, книга об одиночестве. Но в большей степени и о ненормальности нашей «взрослой» нормы. Всё, что кажется слегка досадным, но нестрашным фоном реальности при просмотре, к примеру, семейной комедии – школьные хулиганы, принцесса-одноклассница, приземлённые родители, поверхностные учителя и безлюдные пустыри маленьких городов – приобретает оттенок инфернальной бесовщины.

4. Время перемен

(тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством).

Старая китайская мудрость гласит: не дай бог жить в эпоху перемен. А что, если человек был заморожен пятьдесят лет назад и очнулся в наше время? Как себя вести, как восстановить ускользающую и путающуюся картину мира? Как связать это самое разорванное время, наконец? Эти вопросы встают перед главным героем романа Евгения Водолазкина «Авиатор».

5. Разговор с собой

(внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Можно пойти по пути Служения, но уверенность в собственной правоте – дело зыбкое. А если твой путь – педагогика? Важно не только завлечь учеников чем-то интересным, но и провести их через испытания, рефлексии, растревоженную совесть. Именно так поступал герой романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил». А ещё он тоже рефлексирует и мучается – и читатель может увидеть проблему с разных ракурсов.

Конечно, какую бы тему и какое бы произведение для аргументации своей позиции ни выбрал одиннадцатиклассник, самым важным остаётся владение русским языком, умение анализировать проблему и способность обосновать собственную позицию. Однако неожиданный подход к шаблонной, казалось бы, схеме – тоже важное дело.

И современная русская литература здесь всегда готова прийти на помощь.