Текст: Наталья Лебедева
Итоговому сочинению быть! Несмотря на пандемию, ограничения, самоизоляцию и все сложности вынужденного дистанционного обучения. Уже меньше чем через месяц — 2 декабря — одиннадцатиклассникам предстоит написать сочинение, выбрав для себя самую близкую и понятную тему из пяти предложенных направлений: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения», «Время перемен», «Разговор с собой». Цель же у всех одна — получить зачет.
Педагоги-словесники уже научились готовить детей к этому испытанию. Они не питают иллюзий, что все ученики в классе перечитают школьную программу по литературе и заготовят по десятку оригинальных примеров и аргументов по каждому направлению. Они стараются подходить к делу творчески и в то же время практично. Выбирая для анализа небольшие по объему произведения, которые легко осилить за один вечер и один урок.
Свою авторскую подборку текстов (ссылка slovesnik.org), которые помогут разнообразить подготовку к сочинению и оживить учеников, составил и учитель русского языка и литературы Артем Хлебников. Надеемся, этот список неочевидных произведений окажется полезным и вам.
ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности.
1. Гилберт Кийт Честертон — «Сломанная шпага»: serann.ru.(Непростой детектив о лгущем памятнике.)
2. Дэвид Фостер Уоллес — «Вид из дома миссис Томпсон»: pollen-press.ru. (Эссе американского писателя о реакции на 11 сентября в американской глубинке; про травму, про историю сквозь призму телевизионного экрана, про ощущение нереальности происходящего.)
3. Подборка блокадных дневников на «Арзамасе»: arzamas.academy (Там и весь курс любопытный.)
Я И ДРУГИЕ
Человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой».
1. Ги де Мопассан — «Пышка»: ocr.krossw.ru. (Про среду, про лицемерие и про отношения между разными классами.)
2. Урсула ле Гуин — «Покидающие Омелас»: samlib.ru. (Классический sci-fi рассказ про «взаимоотношения личности и общества» и «проблему самоопределения человека в социальной среде».)
3. Кен Лю — «Бумажный зверинец»: libking.ru. (Про язык как связь со своими корнями, про самоощущение мигранта в чужой среде; рассказ-призёр нескольких фантастических премий, очень трогательный.)
4. Кейт Шопен — «История одного часа»: smartfiction.ru. (Классический феминистский рассказ конца XIX века о женщине, на секунду почувствовавшей себя свободной.)
МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом.
1. «О'кей, зумер: словарь поколения Z»: colta.ru. (Очень интересный материал про ключевые для нового поколения понятия, написанный его представительницами.)
2. «Российские подростки о дружбе, интернете и отношениях с родителями. Монологи школьников из разных городов»: wonderzine.com
3. И ещё два материла о так называемом поколении Z: pravmir.ru, trends.rbc.ru.
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством.
1. «Краткая история будущего»: postnauka.ru. (Курс на «Постнауке», там есть статьи по каждой проблеме «на слуху»: глобальное потепление, ИИ, возобновляемая энергия etc.)
2. Боб Дилан — стихотворения «Времена-то меняются» («The Times They Are a-Changin’») и «На крыльях ветра» («Blowin’ in the Wind»): skazka.mifolog.ru. (На всякий случай: да, это литература; Нобелевская премия тому подтверждение. Оба стихотворения публиковались в советском сборнике «Голос Америки»: fantlab.ru.)
3. Текст о движении BLM: meduza.io.
4. Дороти Томпсон — «Кто станет нацистом»: kermlinrussia.com. (Классика журналистики; хлёсткая статья Дороти Томпсон в «Harper's Magazine» за август 1941 года. Про личный выбор в эпоху социальных перемен и о том, что влияет на этот выбор.)
РАЗГОВОР С СОБОЙ
Внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования — вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести.
1. Тед Чан — «Правда фактов, правда ощущений»: libking.ru. (Современный классик научной фантастики, рассказ про избирательность памяти, про невольную ложь самому себе, про совесть.)
2. Дневники: prozhito.org. (Задание: найти дневники, которые вели школьники-сверстники в какое-нибудь другое десятилетие, сравнить со своим опытом.)
3. Уолт Уитмен — «Песня о себе» (пер. Чуковского): wysotsky.com.
4. Гилберт Кит Честертон — «Если бы мне дали прочитать одну проповедь…»: chesterton.ru. (Про опасности самоупоения, может получиться интересный поворот темы; «Должно быть, меня не поймут; но я бы прежде всего сказал моим слушателям, чтобы они не наслаждались собой. Я посоветовал бы им наслаждаться театром или танцами, устрицами и шампанским, гонками, коктейлями, джазом, ночными клубами, если им не дано наслаждаться чем-нибудь получше. Пусть наслаждаются многожёнством и кражей, любыми гнусностями — чем угодно, только не собой».)