Текст: Ольга Разумихина
Найти время на то, чтобы побыть наедине с собой, непросто. Особенно подростку, который ходит в школу, готовится к экзаменам и — почти наверняка — посещает разнообразные кружки и секции. А ведь надо и родителям по дому помочь, и с друзьями повидаться, и ленту новостей полистать... И когда время наконец-то появляется, оказывается, что человек уже забыл, каково это — ничего не планировать, а размышлять о добре и зле, о ходе времён и своём месте в мире.
Но рано или поздно каждый вновь сталкивается с необходимостью определиться, кто он и в чём цель его жизни. Как рассказать о себе новому другу или прелестной девушке? Что сказать, обсуждая новости с родителями или учителями? Какую работу искать — кабинетную или связанную с поездками, общением и командировками? Все эти сугубо бытовые, на первый взгляд, вопросы не могут быть решены, если человек не познакомился с самим собой, не изучил собственные пристрастия, чувства и привычки.
Если не заниматься самоанализом, есть риск «надеть маску» и, общаясь с другими, вечно изображать из себя какого-либо героя — и даже этого не замечать. Но получится ли в таком случае выстроить доверительные отношения с окружающими?
Структура декабрьского сочинения
Примерно такие размышления можно развивать в основной части итогового сочинения по направлению «Разговор с собой». Сама же работа должна состоять из трёх частей:
- • введения;
- • основной части;
- • заключения.
Во введении стоит высказать тезис (мысль, которую вы будете доказывать); в основной части — раскрыть её и проиллюстрировать аргументами из художественной и научной литературы и/или личного опыта; в заключении — кратко пересказать две предыдущие части работы.
«Разговор с собой»: аргументы из литературы
Какие произведения стоит перечитать перед декабрьским сочинением? Например, эти:
• А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Главный герой романа ведёт праздную жизнь. Каждый день он посещает приёмы, ездит на балы и в театр, много времени проводит перед зеркалом: он «как dandy лондонский одет». Евгений не находит времени, чтобы побыть наедине с собой (а в глубине души, кажется, боится этого). К двадцати шести годам Онегин разочаровывается в дружбе и любви, в искусстве и просвещении; он циничен и бесчувственен. Увы, такая жизненная позиция приводит к тому, что Евгений разрушает жизни двух близких людей — пусть даже против собственной воли.
• И. А Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Главный герой рассказа посвящает всю жизнь накоплению богатств. До пятидесяти восьми лет он «работал не покладая рук, — китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит». Недоплачивая несчастным рабочим, главный герой осыпал драгоценностями жену и дочь — но никогда не говорил с ними по душам. И вот богач отправляется в кругосветное путешествие, и в роскошном отеле его жизнь внезапно обрывается. Был ли смысл в его существовании, если даже имени «господина» никто не запомнил?
• Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго». Юрий Андреевич Живаго взрослеет в тяжёлую пору: грядут Февральская и Октябрьская революции, а также Первая мировая война. Он пытается осмыслить происходящее в его семье и в мире; из его размышлений вырастают проникновенные стихотворения. В творчестве и диалогах с самим собой, а также в вере в Провидение Юрий Живаго черпает силы, чтобы жить дальше, несмотря на политические потрясения и трагические события в семье.
Любителям зарубежной литературы можно обратиться к таким произведениям, как роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» (ребята, оказавшиеся на необитаемом острове, отказываются от собственного мнения и повинуются «стадному инстинкту», что едва не приводит к трагедии) и книга Стивена Чбоски «Хорошо быть тихоней» — произведение о взрослении американского старшеклассника Чарли, который переживает смерть близкого друга и семейную драму и пытается построить новую, счастливую жизнь в окружении преданных друзей. Кстати, у последнего романа есть прекрасная экранизация.
Приводить в качестве аргументов строчки из любимых стихотворений также не возбраняется. Вот, например, знаменитое стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium!» («Молчание!»):
- Молчи, скрывайся и таи
- И чувства и мечты свои —
- Пускай в душевной глубине
- Встают и заходят оне
- Безмолвно, как звезды в ночи, —
- Любуйся ими — и молчи...
Лирический герой считает, что человек обречён на одиночество: никто другой не поймёт его в той мере, в какой он понимает себя сам. Но насколько справедлива эта точка зрения?
«Разговор с собой»: примерные темы
- • Почему люди боятся оставаться наедине с самими собой?
- • Как понять, чего ты действительно хочешь?
- • Как найти своё призвание?
- • Почему важно признавать свои ошибки и пытаться исправлять их?
- • Что такое совесть — и почему к её голосу необходимо прислушиваться?
- • В каких ситуациях важнее всего «быть собой»?
- • Правда ли, что смысл жизни свой для каждого человека?
- • Как искусство помогает человеку познать самого себя?
- • Что теряет человек, который не прислушивается к голосу своей души?
«Разговор с собой»: варианты эпиграфов
- • Я знаю, что ничего не знаю. (Сократ)
- • Я мыслю, а следовательно, существую. (Декарт)
- • Человек бывает человеком только благодаря размышлению. (Пьер Буаст)
- • Думай хорошо, и мысли созреют в добрые дела. (Л. Н. Толстой)
- • Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает. (Д. И. Фонвизин)
- • Без совести и при большом уме не проживешь. (Максим Горький)
Совет абитуриенту
Готовясь к итоговому сочинению, важно не только проработать структуру будущей работы и выучить цитаты, но и узнать, какие требования выдвигают вузы, куда вы собираетесь поступать. Например, в МГУ готовы добавить до двух, а в ВШЭ — до пяти баллов за отличное сочинение, если в нём присутствуют два аргумента из литературы и/или живописи и кинематографа. Так что в ноябре-декабре имеет смысл не только повторять список литературы за все 11 классов, но и «насматривать» классику кино.