Текст: Ольга Разумихина
Поэтому мы должны делать всё, чтобы катастроф, о которых мы узнаём из учебников, романов и фильмов, больше не происходило.
Примерно таких рассуждений от ученика, выбравшего для итогового сочинения направление «Забвению не подлежит», ждут проверяющие. Как бы банально ни звучала эта фраза, история циклична. К сожалению, нынешние политики и учёные, а также деятели культуры и искусства по сей день совершают ошибки, которых они могли бы избежать, если бы почаще обращались к опыту предыдущих поколений.
Например, в 2014 г. в США разгорелся скандал: безалаберные сотрудники исследовательского центра в Атланте оставили в чулане образцы оспы — вируса, который на данный момент считается побеждённым. Но что, если он случайно не «вырвется» на волю из какой-нибудь лаборатории (их в мире, кстати, всего две)? Коробку нашла уборщица, которая, к счастью, проявила бдительность и показала находку сотрудникам. А что, если бы она решила просто её выбросить?
Очевидно, учёные из Атланты забыли об уроках, которые следовало бы вынести из исторических свидетельств о страшных заболеваниях. Например, в начале ХХ в. в Восточной Азии началась эпидемия так называемого «испанского» гриппа, который, распространившись по всему миру, унёс жизни не менее 40 миллионов человек. Да и сейчас, спустя почти год после обнаружения коронавируса, эпидемиологическая ситуация остаётся пугающей. Но будут ли люди помнить о том, что происходило в 2020-м, спустя несколько десятков лет?
Впрочем, отвлечёмся (ненадолго) от страшных историй — и разберёмся, как, собственно, писать итоговое сочинение.
«Забвению не подлежит»: варианты эпиграфов
В качестве эпиграфа к сочинению по направлению «Забвению не подлежит» можно взять одну из следующих цитат:
- •Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо, и страшное зло. (Эрих Мария Ремарк)
- •Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. (Максим Горький)
- •Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. (М. В. Ломоносов)
- •Смерти нет, а есть любовь и память сердца. (Л. Н. Толстой)
- •Время, столкнувшись с памятью, узнаёт о своем бесправии. (И. А. Бродский)
- •Покуда есть на свете человечество, до тех пор будет и искусство. (В. В. Стасов)
- •Жизнь коротка, искусство вечно. (Гиппократ)
Структура итогового сочинения
Декабрьское сочинение следует писать по давно известной школьнику структуре: введение, основная часть, заключение.
Представим, что нам попалась тема: «Почему важно знать мировую историю, а не только историю своего народа?» Схема работы, состоящей из пяти абзацев, может быть такой:
•1 абзац. Введение. Как я понял/а тему сочинения. Какой тезис я буду доказывать на протяжении всего текста (например: «Предавая забвению культурные достижения человечества, мы проявляем неуважение к каждому, кто трудился ради блага будущих поколений»).
•2 абзац. Более подробное рассуждение на предложенную тему.
•3 абзац. Аргумент из художественной или научной литературы (в данном случае подойдёт история Евгения Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», который считал себя нигилистом и высказывал такие суждения, как «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» и «Рафаэль гроша медного не стоит»; его убеждения не прошли проверку временем) + вывод из этого аргумента («многие люди, такие как Павел Петрович Кирсанов и его брат Николай Петрович, считают, что забвение мировой истории — это неуважение к собственным предкам и ко всем людям в частности, и в этом они правы»).
•4 абзац. Ещё один аргумент из литературы либо пример из собственного опыта (например: «Когда я был/а маленьким/ой, мы с родителями часто ходили в музеи. Я до сих пор помню, какое колоссальное впечатление на меня производили рассказы экскурсоводов и о древних египтянах, и о греках и римлянах, и о русских мыслителях и поэтах...») + вывод из этого аргумента («Благодаря родителям и педагогам я понял/а, как важно интересоваться мировой историей, ведь это учит ценить труд каждого человека»).
•5 абзац. Краткий пересказ всего, что было написано выше.
«Забвению не подлежит»: примерные темы
- •Человек жив, пока живёт память о нём: могу ли я согласиться с этим утверждением?
- •Почему люди стараются сохранить память о родных и близких?
- •«Беспамятный» человек: какой он и почему его нужно остерегаться?
- •Чему нас учат культурные достижения предков?
- •Роль личности в истории.
- •Почему нельзя забывать об уроках Великой Отечественной войны?
- •Какие исторические события сильнее всего повлияли на ход истории?
- •Какие произведения входят в анналы классики?
- •Нужно ли современному человеку ходить в музеи?
"Забвению не подлежит": аргументы из художественной литературы
Чтобы написать хорошее сочинение о тяготах войны, стоит прочитать (или перечитать) следующие произведения отечественных классиков:
•«Слово о полку Игореве». В период раздробленности Руси (конец XII в.) новгород-северский князь Игорь с братом Всеволодом затевают поход против половцев. Остальные князья не поддерживают братьев, и их поход оказывается неудачным: многие погибают, сам Игорь оказывается в плену, однако в конце концов возвращается на родину. Автор укоряет князей, решивших остаться в стороне, и прославляет подвиги Игоря и Всеволода.
•М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Стихотворение построено в форме диалога дяди и племянника. Дядя рассказывает о сражении с Наполеоном (1812 г.), наставляет юношу и выражает беспокойство тем, что, если беда снова придёт на русские земли, нынешнее поколение вряд ли сможет защитить Отечество:
- Да, были люди в наше время,
- Не то, что нынешнее племя:
- Богатыри — не вы!
- Плохая им досталась доля:
- Немногие вернулись с поля…
- Не будь на то Господня воля,
- Не отдали б Москвы!
•Василь Быков. «Сотников». Действие разворачивается зимой 1942 года: два партизана, Сотников и Рыбак, пытаются добраться до деревни и разжиться продовольствием для своего отряда, окружённого немцами. Автор размышляет о стойкости духа и цене предательства.
Рассуждая о роли личности в истории, стоит обратиться к «Войне и миру» Л. Н. Толстого и вспомнить, какими в романе-эпопее изображены Александр I, Наполеон Бонапарт и Кутузов, а также к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (главы об Иешуа Га-Норци и Понтии Пилате).
Рассуждения о значимости искусства найдутся в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и небольшой зарисовке К. Г. Паустовского «Медные доски», а о том, как важно помнить родных и близких, — в рассказах Т. Н. Толстой «Соня» и Пола Вилларда «Оператор-будьте-добры».
Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.