05.10.2021
Light

От Бажова до Витгенштейна: 60 писателей-учителей

Вспоминаем литераторов, выходивших к школьной доске или вставших за университетскую кафедру, чтобы читать лекции, просвещать или помогать сфере образования

60 писателей-учителей / Николай Богданов-Бельский 'Сельская школа', 1890-е / wikipedia.org
60 писателей-учителей / Николай Богданов-Бельский 'Сельская школа', 1890-е / wikipedia.org

Материал подготовила Ирина Зайцева

1. Абрамов Федор Александрович (1920-1983) – русский советский писатель, публицист, литературовед.

Окончил с отличием филологический факультет Ленинградского государственного университета (1948), защитил кандидатскую диссертацию (1951). В 1951-1960 гг. был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.

«Великое это дело – школа. Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить: - Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты». (из очерка «О первом учителе»)

2. Аксёнов Василий Павлович (1932-2009) – русский писатель. По образованию – врач, но с 1960 г. профессионально занялся литературой. С 1981 года Василий Аксёнов – профессор русской литературы – преподавал в университетах США.

3. Анненский Иннокентий Федорович (1855-1909) – русский поэт, драматург, переводчик, критик.

В 1879 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Служил преподавателем древних языков и русской словесности в гимназии Гуревича, был директором гимназии в Царском Селе (1896-1906).


  • Дети
  • Вы за мною? Я готов.
  • Нагрешили, так ответим.
  • Нам – острог, но им – цветов...
  • Солнца, люди, нашим детям!
  • В детстве тоньше жизни нить,
  • Дни короче в эту пору...
  • Не спешите их бранить,
  • Но балуйте... без зазору.
  • Вы несчастны, если вам
  • Непонятен детский лепет,
  • Вызвать шепот — это срам,
  • Горший – в детях вызвать трепет.
  • Но безвинных детских слез
  • Не омыть и покаяньем,
  • Потому что в них Христос,
  • Весь, со всем своим сияньем.
  • Ну, а те, что терпят боль,
  • У кого как нитки руки...
  • Люди! Братья! Не за то ль
  • И покой наш только в муке...

4. Аствацатуров Андрей Алексеевич (р. 1969) – российский писатель.

Доцент кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

«Я, прежде всего, – преподаватель, а потом уже писатель. Моя первая книга вышла, когда мой педагогический стаж насчитывал уже 15 лет, и писательство вошло в мою жизнь позже, нежели преподавание. Я главным образом именно преподаю, а не сочиняю, сочиняю в свободное от преподавания время».

5. Бажов Павел Петрович (1879-1950). Работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. В первые послереволюционные годы занимался созданием учительских курсов и организацией школ по ликвидации неграмотности.

6. Бианки Виталий Валентинович (1894-1959) – советский писатель, автор произведений о природе для детей.

В 1915 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета. После установления Советской власти Бианки стал работать в Бийске в отделе народного образования по музейной части. Работая в отделе народного образования, был назначен заведующим музеем. Позднее стал также и преподавателем школы имени III Коминтерна.

«Тогда была принята лекционная система преподавания. Свои лекции по естествознанию Виталий Валентинович готовил и читал с большим увлечением, часто не укладывался в рамки отведённых часов. Ученики охотно оставались слушать и дольше, только уборщица напоминала, что пора и по домам». (Бианки Ел. «Краткая биография Виталия Валентиновича Бианки»)

7. Бродский Иосиф Александрович (1940-1996) – поэт, эссеист, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1987).

Интересно, что Бродский, уйдя из восьмого класса средней школы, преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха в американских и британских университетах на протяжении 24 лет.

«"Преподавал" в его случае нуждается в пояснениях. Ибо то, что он делал, было мало похоже на то, что делали его университетские коллеги, в том числе и поэты. Прежде всего, он просто не знал, как «преподают». Собственного опыта у него в этом деле не было… Каждый год из двадцати четырёх на протяжении по крайней мере двенадцати недель подряд он регулярно появлялся перед группой молодых американцев и говорил с ними о том, что сам любил больше всего на свете – о поэзии… Как назывался курс, было не так уж важно: все его уроки были уроками медленного чтения поэтического текста…». (Лев Лосев)

8. Бруштейн Александра Яковлевна (1884-1968) – советская писательница.

Автор книги "Дорога уходит в даль". Окончила Бестужевские высшие женские курсы. С 14 лет вела уроки в вечерних и воскресных школах, после Октябрьской революции участвовала в кампании по ликвидации безграмотности, организовывала в Петрограде школы грамоты.

"Человека надо учить, и с него надо требовать! Тогда он и будет человеком!" ("Дорога уходит в даль")

9. Быков Дмитрий Львович (р. 1967) – российский писатель, поэт, публицист, журналист, литературный критик.(Минюст РФ включил Дмитрия Быкова в список иноагентов)

Преподаёт литературу и историю советской литературы в московских средних школах.

«Я просто люблю это занятие, не могу себе в нем отказать. А может быть, наследственность сказывается. Мать у меня довольно известный московский словесник, до сих пор преподает» (из интервью «Ставропольской правде»).

10. Варламов Алексей Николаевич (р. 1963) – российский писатель, публицист.

Доктор филологических наук, ректор Литературного института им. А. М. Горького. Читал лекции о русской литературе в университетах Европы и США.

«Говорить о литературе и писать книги – слишком смежные занятия, и тут легко наступить друг другу на ноги».

11. Витгенштейн Людвиг Йозеф Иоганн (1889-1951) - австрийский и английский философ, логик, лингвист.

Жизнь одного из крупнейших философов XX века, отразившего все его противоречия, изобиловала резкими поворотами. Одним из них стало то, что опубликовав "Логико-философский трактат", считающийся краеугольным камнем философии XX века, он с 1920 по 1926 год проработал учителем в сельской начальной школе. Отзывы о его педагогической практике разноречивы: по мнению одних, эксцентричный гений из богатейшей семьи оказался никудышным учителем, который не понимал нужд детей этого возраста, по мнению других - он был учителем гениальным, намного опередившим своё время. В 1929 году он "образумился", переехал в Кембридж, представил свой знаменитый трактат в качестве диссертации на соискание степени доктора философии и до самой смерти вел размеренный образ жизни доцента. Прервавшись, впрочем, на время II Мировой войны, когда он служил санитаром.

12. Воннегут Курт (1922-2007) – английский писатель-сатирик.

Преподавал в творческой мастерской университета Айовы, а также в Колумбийском университете и в Гарварде; имел опыт преподавания в школе для умственно отсталых детей.

«Учитель — вот самое лучшее занятие в жизни, если ты, конечно, безумно влюблён в свой предмет, а в классе у тебя максимум восемнадцать человек, желательно поменьше. Восемнадцать или меньше — такой класс можно считать семьёй, со всеми вытекающими отсюда последствиями».

13. Геласимов Андрей Валерьевич (р. 1966) – российский писатель.

Окончил Якутский государственный университет. По образованию филолог.

Работал доцентом кафедры английской филологии Якутского университета, преподавал стилистику английского языка и анализ художественного текста. Ведет семинар в Литературном институте.

"Учителя были, но научили немногому. Скорее, подтолкнули. Впрочем, возможно, в этом и состоит суть педагогики" (из интервью Prochtenie.ru).

14. Гоголь Николай Васильевич (1809-1852).

Проходил обучение в Гимназии высших наук князя Безбородко в Нежине (позже Нежинский историко-филологический институт князя А. А. Безбродко, а затем Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя).

Одним из эпизодов жизни будущего писателя, только переехавшего в Петербург, стала его работа преподавателем истории в Патриотическом институте (женское учебное заведение). Кроме места в институте, Гоголь получил возможность вести частные занятия (в аристократических семействах Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых). В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете. Мечтал занять кафедру истории в открывающемся Киевском университете, но не был туда принят, однако ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете. Гоголь был единственным преподавателем на университетской кафедре истории, который читал авторский курс. Один из его бывших студентов писал: «Гоголь прошел по кафедре как метеор, с блеском оную осветивший и вскоре на оной угасший, но блеск этот был настолько силен, что невольно врезался в юной памяти». Однако с невиданным энтузиазмом взявшись за преподавание, он довольно быстро к нему охладел . Гоголю стало откровенно скучно. В 1835 году он отказался от профессуры, оставил учительское ремесло и полностью сосредоточился на литературной работе. «Я расплевался с университетом, - резюмировал Николай Васильевич. - Неузнанный взошел я на кафедру и неузнанный схожу с нее».

15. Гончаров Иван Александрович (1812-1891) – писатель, литературный критик.

Учился на словесном факультете Московского университета. Гончаров был домашним учителем двух старших сыновей художника Майкова – Аполлона (будущий поэт) и Валериана (будущий литературный критик и публицист), которым преподает латинский язык и русскую словесность.

«Образовательное и воспитательное влияние школы на учащихся у нас мало значительно; школа, средняя и высшая, сообщает у нас лишь агрегат знаний, представляющий нередко полный хаос... У нас учатся в гимназиях и в университетах лишь для прав, для аттестатов и приобретают таковые без большого труда...»

16. Державин Гавриил Романович (1743-1816) – русский поэт, государственный деятель.

Был убежденным сторонником идеи просвещенного самодержавия. Считал, что темный, угнетенный народ нужно просвещать. Именно это направляло деятельность Державина на ниве образования. Сам он не преподавал, но во время его службы правителем Тамбовского наместничества (1786-1788 гг.) в Тамбове и уездных городах были созданы Главное и малые народные училища, семинария с классами риторики, философии и богословия. Были открыты двухклассные народные училища.

Державин завёл в своем доме школу, в которой детей дворян по воскресеньям обучали грамоте, танцам, музыке, театральному искусству. Сам экзаменовал учеников.

17. Евтушенко Евгений Александрович (1932-2017) – русский советский поэт.

В 1991 году уехал преподавать в США. Читал курс по русской поэзии в американских университетах.

18. Ершов Пётр Павлович (1815-1869) – русский поэт, прозаик, драматург, автор знаменитой стихотворной сказки «Конёк-Горбунок».

В 1831-1835 гг. учился на философско-юридическом отделении Петербургского университета.

Вернувшись по окончании университета на родину (1836 г.), работал учителем Тобольской гимназии, затем стал инспектором (с 1844 г.) и директором (с 1857 г.) гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии. Один из его учеников – Дмитрий Иванович Менделеев.

19. Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) – русский поэт, переводчик, критик, основоположник романтизма в русской поэзии.

Учился в Московском университетском благородном пансионе.

В 1817 году стал учителем русского языка великих княгинь Александры Федоровны (будущей императрицы) и Елены Павловны. Осенью 1826 года назначен на должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II.

Своим учителем считал Жуковского А. С. Пушкин. В сентябре 1815 года Жуковский дарит ему в честь окончания поэмы «Руслан и Людмила» свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя».

20. Ким Юлий Черсанович (р. 1936) – российский поэт, драматург, сценарист, композитор, бард.

Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина. По распределению до 1963 г. работал в школе на Камчатке, затем несколько лет в Москве, где преподавал литературу, историю и обществознание.

  • …На дорогах наших дней,
  • В перепутьях общежитий,
  • Ты наш друг, ты наш учитель
  • Славный пушкинский лицей.
  • Под твоей бессмертной сенью
  • Научиться бы вполне
  • Безоглядному веселью,
  • Бескорыстному доверью,
  • Вольнодумной глубине!
  • (отрывок из стихотворения Ю. Кима «19 октября»)

21. Коваль Юрий Иосифович (1938-1995) – детский писатель, сценарист, художник, автор песен.

Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, получив диплом учителя русского языка, литературы и истории, а также диплом учителя рисования. Работал учителем в сельской школе в Татарии до 1963 года. Преподавал там русский язык и литературу, географию, историю, пение и др. Иногда составлял для учеников диктанты в стихотворной форме. Например, четверостишие на правописание шипящих:

  • На полу сидела мышь.
  • Вдруг вбегает грозный муж
  • И, схватив огромный нож,
  • К мыши он ползёт, как уж..

22. Короленко Владимир Галактионович (1853-1921) – русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель.

За активное участие в революционном народническом движении находился под полицейским надзором, неоднократно отбывал политическую ссылку. Именно с одним из этих непростых периодов его жизни и был связан педагогический опыт Короленко. В 1880-1881 гг. он жил в Перми в качестве политического ссыльного. Помимо службы табельщиком и письмоводителем, давал частные уроки пермским учащимся.

23. Корчак Януш (1878-1942) – польский писатель, педагог, врач.

Написал свыше 20 книг о воспитании, в том числе «Как любить ребенка», «Право ребёнка на уважение» и детские повести, в том числе «Король Матиуш Первый».

Получив профессию врача, в 1911 году основывает «Дом сирот» для еврейских детей. С 1918 года руководит детскими приютами, преподаёт, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах.

Во время Второй мировой войны остался с детьми, приняв с ними смерть в нацистской газовой камере.

«Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем».

24. Крапивин Владислав Петрович (1938-2020) – советский и российский детский писатель.

Родился в семье педагогов. В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета имени А. М. Горького. На производственной практике, проходившей между 2 и 3 курсом в газете «Комсомольская правда», познакомился с Симоном Соловейчиком, создателем педагогики сотрудничества. Литературное творчество писателя неразрывно связано с его педагогической деятельностью.

В 2007 году Крапивин уехал в Тюмень, где был избран профессором Тюменского государственного университета, вёл для студентов школу литературного мастерства.

24. Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – русский писатель, поэт, баснописец, издатель. Известен как автор более 200 басен.

После смерти Екатерины II поступил на службу к князю С. Ф. Голицыну не только в качестве личного секретаря, но и учителя русского языка и словесности у его детей.

25. Кучерская Майя Александровна (р. 1970) – российская писательница, литературовед и критик.

Окончила русское отделение филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, затем училась на отделении славянских языков и литературы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Профессор филологических наук, преподает на факультете филологии ГУ ВШЭ.

26. Кушнер Александр Семенович (р. 1936) – русский поэт.

Учился на филологическом факультете Педагогического института им. А. Герцена (Ленинград). В 1959-1969 годах преподавал в школе русский язык и литературу.

«Знаете, всегда интересно говорить о том, что любишь – о Пушкине, русском языке. Кроме того, молодые люди – это всегда приятная компания. И, наконец, я считаю, что человек, пишущий книги, прозу, должен хотя бы какое-то время поработать, пожить нормальной человеческой жизнью. Что такое вставать в семь утра, в восемь утра быть на остановке и в девять – уже в школе? Вы знаете, это многое дает человеку. Есть те, кто пренебрегает этим и считает, что родился поэтом. Как правило, из них ничего не выходит, за редким исключением» (на встрече с читателями в Челябинске).

27. Лагерлёф Сельма (1858-1940) – шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909).

Окончила Высшую учительскую семинарию, работала учителем в школе для девочек в небольшом городке на юге Швеции.

«Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (1906-1907( задумывалась как учебная книга и должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях.

28. Лажечников Иван Иванович (1792-1869) – русский писатель, один из основоположников русского исторического романа.

Автор романов «Последний Новик», «Ледяной дом», «Басурман». Также писал пьесы, мемуары, публицистику. Участник Отечественной войны 1812 года.

В 1819 году начал службу по министерству народного просвещения, которую продолжал с перерывами до 1837 г. В течение трёх лет возглавлял Пензенскую мужскую гимназию. Способствовал открытию училища в Чембаре, откуда в 1823 году в Пензу приехал продолжать образование В. Г. Белинский. С 1823 г. был директором Казанской гимназии и директором казанских училищ, инспектором студентов Казанского университета. В 1831 году Лажечников назначен директором училищ Тверской губернии.

29. Льюис Клайв Стейплз (1898-1963) – британский ирландский писатель, поэт, богослов.

Наиболее известен своими как автор книг «Письма Баламута», «Хроники Нарнии».

Окончил Оксфордский университет (на факультете английского языка и литературы). Преподавал философию в колледже университета, а также английскую филологию в университете. Его лекции пользовались успехом у студентов, а научные труды – признанием коллег.

30. Льюис Кэрролл (Чарльз Доджсон, 1832-1898) – английский писатель, математик, философ.

Учился в Крайст-Чёрч, одном из наиболее аристократических колледжей при Оксфордском университете, и благодаря выдающимся математическим способностям после получения степени бакалавра выиграл конкурс на чтение в колледже математических лекций. Читал их в течение следующих 26 лет. Профессор математики Оксфордского университета (1855-1881).

31. Макаренко Антон Семенович (1888-1939) – советский педагог и писатель.

Решением ЮНЕСКО (1988) вошел в число четырех выдающихся педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Окончив в 1904 г. четырёхклассное училище в Кременчуге, с 1905 г. начал работать учителем.

Организовал и заведовал трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы (с 1921 г. носила имя М. Горького). В 1927-1935 гг. Макаренко был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, на практике воплощая свою педагогическую систему.

32. Мамлеев Юрий Витальевич (1931-2015) - русский прозаик, философ.

В 1956 г. окончил Московский лесотехнический институт, и, поскольку его сочинения не имели ни малейших шансов быть напечатанными в СССР и на деятельность профессионального литератора ему рассчитывать не приходилось,

с 1957 по 1974 год преподавал математику в вечерних школах. Параллельно устраивал неформальные "семинары" у себя дома в Южинском переулке в центре Москвы, через которые прошли многие деятели андеграунда разных направлений, от Сапгира до Гейдара Джамаля. 1974 году уехал в США, где преподавал в Корнеллском университете, выступал в других престижных университетах. Вернувшись в Россию в числе первых, с 1994 по 1999 г. преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ.

33. Матвеева Новелла Николаевна (1934-2016) – русская поэтесса, прозаик, бард, переводчик, литературовед.

C 1950 по 1957 год Матвеева работала в детдоме Щёлковского района Московской области.

34. Мицкевич Адам (1798-1855) – польский поэт, публицист, общественный деятель.

Учился в Виленском университете. Поступил на физико-математический факультет, но через полгода перешел на историко-филологический. Когда молодой поэт покинул университетскую скамью, он переехал в Ковно и начал учительствовать.

В 1830-1840-х гг. Мицкевич жил в эмиграции во Франции, где был назначен экстраординарным профессором Лозаннской академии по кафедре римской литературы с обязательством читать две лекции в неделю в академии и четыре в гимназии. В 1840 году переехал в Париж и стал первым профессором славянской словесности.

35. Мураками Харуки (р. 1949) – японский писатель, переводчик.

Учился по специальности «классическая драма» на отделении театральных искусств университета Васэда. Живя в США (1991-1996), получил степень адъюнкт-профессора Принстонского университета.

Читал лекции по современной (послевоенной) мировой литературе в университете Уильяма Говарда Тафта (Денвер, Колорадо).

36. Набоков Владимир Владимирович (1899-1977) – русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог.

Набоков получил образование в Кембриджском университете (Великобритания), затем жил в Германии, Франции, США, Швейцарии и писал свои произведения на английском языке.

Зарабатывал на жизнь уроками английского языка в Берлине в 1920-е гг., а также в Америке с 1940 до 1958 года – чтением лекций по русской и мировой литературе в американских университетах. Оставил преподавание, как только коммерческий успех "Лолиты" (включая экранизацию) ему это позволил.

37. Окуджава Булат Шалвович (1924-1997) – поэт, бард, прозаик, сценарист и композитор.

В 1945 году поступил на филологический факультет Тбилисского университета.

Получив в 1950 году диплом, два с половиной года работал учителем в Калужской области.

  • …Я значительно старше Вали и должен казаться
  • мудрым, важным, и если вдруг захочу,
  • я имею полное право читать ей нотации
  • и похлопывать снисходительно по плечу.
  • Валя, душевные драмы тебя не коснулись.
  • Что ты знаешь? Черную классную доску?
  • Шорох страниц? Липы исхоженных улиц
  • или же, кто такой Александр Македонский?
  • Что ты умеешь? Радоваться свету весеннему?
  • Опечалиться, если дожди, дожди?
  • Написать контрольное сочинение?..
  • Все сочинения, Валечка, впереди...
  • (отрывок из стихотворения «Валины экзамены». 1956)

38. Олейников Алексей Александрович (р. 1979) - детский писатель и поэт.

Ушел с 4-го курса технического вуза, окончил Литературный институт. Преподает в продвинутых московских средних школах, предоставляющих ему богатый материал для собственных книг, в частности - рэп-поэмы "Соня из 7 буэ".

"Школы действительно очень разные. В некоторых, по рассказам детей, гораздо более жесткая жизнь. Но в самой прекрасной школе подросток может чувствовать себя совершенно ужасно" (из интервью, сайт papmambook.ru).

39. Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – русский советский писатель.

Педагогической деятельностью писатель начал заниматься в очень юном возрасте.

«Когда я был в шестом классе, семья наша распалась, и с тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье. Перебивался я довольно тяжелым трудом, так называемым репетиторством». (Из автобиографии)

40. Погорельский Антон (Алексей Алексеевич Перовский, 1787-1836) – русский писатель.

Наиболее известен как автор волшебной повести «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829), считающейся в истории русской литературы первой книгой о детстве и написанной для племянника Алеши, будущего писателя А. К. Толстого, воспитанию которого посвятил свое время А. А. Перовский.

Учился в Московском университете (1805-1807), получив по окончании его степень доктора философских и словесных наук.

Служил попечителем Харьковского учебного округа (1825-1830), членом комитета, занимающегося устройством учебных заведений в Петербурге.

41. Ремарк Эрих-Мария (1898-1970) – немецкий писатель.

Автор романов «На Западном фронте без перемен» (1929), «Три товарища» (1936), «Триумфальная арка» (1945), «Время жить и время умирать» (1954) и др.

После окончания школы поступил в католическую учительскую семинарию, учебу продолжил в королевской учительской семинарии в Оснабрюке, куда и поступил в 1915 году. Участвовал в Первой мировой войне.

В 1919 году уволился с армейской службы и вернулся в учительскую семинарию. Окончив обучение, будущий писатель с августа 1919 до конца ноября 1920 г. учительствует. Правда, за это время он сменил несколько школ, работая в каждой всего по несколько месяцев. На том педагогическая деятельность Ремарка закончилась.

42. Родари Джанни (1920-1980) – итальянский детский писатель, журналист.

Автор книг «Приключения Чиполлино» (1951) и «Джельсомино в Стране лжецов» (1959).

После трёх лет учёбы в семинарии Родари получил диплом учителя и с 17 лет начал преподавать в начальных классах сельских школ.

«Уже несколько лет прошло после того, как я перестал преподавать, но, взявшись за перо, я представил себе, что на меня устремились глаза моих учеников, что они ждут от меня сказки или весёлой истории. Так я начал писать для малышей».

43. Роулинг Джоан (р. 1965) – британская писательница и сценарист.

Автор саги о Гарри Поттере.

В 1982 году Роулинг поступила в Эксетерский университет, который окончила со степенью бакалавра по французскому и классической филологии.

Через несколько лет после окончания обучения переехала в Португалию и по вечерам преподавала английский язык.

44. Сартр Жан-Поль (1905-1980) – французский писатель, философ, драматург.

Лауреат Нобелевской премии по литературе (1964), от которой отказался.

Окончил Высшую нормальную школу в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929-1939 и 1941-1944).

45. Солженицын Александр Исаевич (1918-2008) – русский писатель, публицист, общественный и политический деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970).

В 1941 году с отличием окончил физико-математический факультет Ростовского государственного университета, получив квалификацию научного работника II разряда в области математики и преподавателя. В ссылке на поселении в Южном Казахстане Солженицын был учителем математики и физики в 8-10 классах местной средней школы. После реабилитации в 1956 г. Солженицын возвратился в Центральную Россию, жил во Владимирской области, преподавал математику и физику, затем с июля 1957 года жил в Рязани, работал учителем физики и астрономии.

«Педагогом надо родиться. Надо, чтоб учителю урок никогда не был в тягость, никогда не утомлял, — а с первым признаком того, что урок перестал приносить радость, — надо бросить школу и уйти. И ведь многие обладают этим счастливым даром. Но немногие умеют пронести этот дар через годы непогасшим».

46. Соловейчик Симон Львович (1930-1996) – педагог, журналист, публицист.

Автор книги «Педагогика для всех» (1977-1986), а также множества других книг о детях и для детей: «Книга про тебя» (1965), «Ватага "Семь ветров"» (1979), «Учение с увлечением» (1986) и др. Посвятил свою жизнь педагогической журналистике.

После окончания МГУ Соловейчик работал пионервожатым, учителем в школах Москвы.

"Как только родители начинают войну с детьми, они должны знать, что уже проиграли ее. Все что угодно, только не воевать с детьми, потому что война и воспитание - совершенно разные вещи. Начинается война - кончается воспитание!"

47. Сологуб Федор Кузьмич (1863-1927) – русский писатель, поэт, драматург, публицист.

Много лет отдал педагогической деятельности. Самое знаменитое его произведение – роман «Мелкий бес», главный герой которого провинциальный учитель-садист Ардальон Борисыч Передонов.

В 1878 г. он поступил в Санкт-Петербургский учительский институт. Через четыре года окончил его и уехал учительствовать в северные губернии в Новгородскую, Псковскую и Вологодскую области, – в общей сложности проведя десять лет в провинции. Вернулся в Петербург осенью 1892 года. Сологуб и здесь стал работать учителем. Сначала в Рождественском городском училище на Песках, затем перевёлся из Рождественского в Андреевское городское училище на Васильевском острове (1899). В нём он стал не только учителем (физики и геометрии), но и инспектором с полагающейся по статусу казённой квартирой при училище. Продолжал педагогическую деятельность до выхода в отставку в 1907 году.

«Инспекторство, педагогическая служба, «невозмутимый и важный вид» учителя – неотъемлемые черты сологубовского облика, о которых упоминают практически все мемуаристы» (Павлова М. «Писатель-Инспектор: Федор Сологуб и Ф.К. Тетерников»).

48. Стоун Ирвинг (1903-1989) – американский писатель.

Один из основоположников биографического романа. Автор биографических романов «Жажда жизни» (о В. Ван Гоге), «Моряк в седле» (о Дж. Лондоне») и других.

Окончил Калифорнийский университет (1924). В том же году начал преподавать экономику в Южнокалифорнийском университете. Был первым выпускником, который получил право преподавать сразу после получения степени бакалавра.

49. Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) – советский педагог-новатор, писатель.

Автор более 30 книг, среди которых «Сердце отдаю детям», «О воспитании» и др. Также писал рассказы и сказки.

С отличием окончил Полтавский педагогический институт и стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе Кировоградской области Украины.

Участвовал в Великой Отечественной войне, с 1944 г. работал заведующим Онуфриевским районным отделом народного образования. В 1948 году стал директором средней школы поселка Павлыш, которой руководил до конца своей жизни.

«Если учитель имеет только любовь к делу, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

50. Толкин Джон Рональд Руэл (1892-1973) – английский писатель, поэт и филолог.

Автор знаменитых произведений «высокого фэнтези»: «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец» и «Сильмариллион», оказавших огромное влияние на мировую культуру.

В 1915 году с отличием закончил Оксфордский университет, но был призван на фронт и участвовал в Первой мировой войне. Вернулся домой с инвалидностью. Последующие годы посвятил научной карьере: сначала преподавал в Университете Лидса, затем вернулся в Оксфорд и получил там должность профессора англо-саксонского языка и литературы, стал одним из самых молодых профессоров (в 30 лет). В 1945 году Толкин стал профессором английского языка и литературы в оксфордском Мертон-колледже и оставался на этом посту до отставки (1959). Много лет работал сторонним экзаменатором в Дублинском университетском колледже.

51. Толстой Лев Николаевич (1828-1910) –русский писатель, публицист, мыслитель.

Толстой предпринимал попытки получить университетское образование, но довести их до конца ему так и не довелось, что не мешало ему живо интересоваться вопросами просвещения. Известно, что в поездках по Западной Европе (Германия, Франция) в 1860-1861 гг. он уделял большое внимание изучению местного опыта народного образования и тамошних образовательных учреждений. Еще в 1859 году Толстой деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и в Крапивенском уезде.

Яснополянская школа явилась его оригинальным педагогическим экспериментом. Толстой сам вёл занятия вместе с несколькими постоянными учителями. В начале 1870-х он приступил к созданию собственной «Азбуки» (опубликована в 1872 г.), затем выпустил «Новую азбуку» и серию из четырёх «Русских книг для чтения», одобренных Министерством народного просвещения в качестве пособий для начальных учебных заведений. К этому же периоду относится возобновление занятий в яснополянской школе, хотя и ненадолго.

Толстой оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневники, написанные им учебники и Яснополянскую школу. Занятие педагогикой он считал самым радостным и счастливым временем своей жизни.

«Я хочу образования для народа… только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных… Ломоносовых…»

52. Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) – великий русский писатель, поэт, драматург, публицист, переводчик.

Сам писатель не занимался преподаванием, но приложил руку к просвещению народа. Одним из его дел было составление проекта «Общества для распространения грамотности и первоначального образования», текст которого начинался так:

«Есть факты, очевидная полезность которых до того несомненна, что не нуждается ни в каких доказательствах. К таким фактам принадлежит необходимость распространения грамотности и элементарных общеполезных сведений в России. <…> Нам кажется, что настало время собрать воедино, направить к определенной ясной цели все эти отдельные силы, заменить частные, всегда более или менее неудовлетворительные попытки совокупным, обдуманным действием всех образованных русских людей – одним словом, свести в это благое дело могущество единодушных дружных усилий и светосознательной мысли. Проникнутые этим убеждением, мы предлагаем основать "Общество для распространения грамотности и первоначального образования"».

Тургенев считал своей обязанностью практически способствовать просвещению собственных крестьян. Вскоре после отмены крепостного права, в 1862 г., своим распоряжением подарил барский дом в Грибовке для школы. А в 1863 г. учредил и открыл школу в имении в Спасском. Иван Сергеевич отпускал средства на ее содержание (жалованье учителям и покупку учебников и учебных пособий), следил за тем, чтобы в ней преподавали хорошие педагоги, и за тем, какие успехи показывают ее ученики.

53. Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870/71) – русский писатель, педагог, основоположник научной педагогики в России, общественный деятель.

Автор колоссального наследия: учебников для начальной школы, трудов по педагогике. Писал рассказы и сказки для детей.

С отличием окончив юридический факультет Московского университета, продолжил там же подготовку к сдаче магистерского экзамена. В 1854 г. ему удалось получить работу преподавателя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Одновременно он редактирует «Журнал Министерства народного просвещения».

С 1862 г. Ушинский проводит пять лет за границей для лечения и изучения школьного дела. В Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Италии Ушинский знакомится с передовыми учебными заведениями различного типа (школами, в том числе женскими, детскими садами и приютами), что дает ему материал для дальнейшей деятельности по созданию отечественной научной педагогики.

"Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни“.

54. Уэллс Герберт Джордж (1866-1946) – английский писатель, публицист.

Мировую известность принесли писателю его научно-фантастические романы: «Война миров», «Человек-невидимка», «Машина времени», «Остров доктора Моро».

«Добившись диплома, я пошел в учителя и стал преподавать биологию. Но через два-три года бросил преподавание и занялся журнальной работой: в Англии это гораздо прибыльнее, да и влечение к этому делу всегда у меня было большое». (Из Предисловия к первому русскому Собранию сочинений)

Одним из его учеников в 1889-1890 гг. был Алан Александр Милн – будущий писатель, автор книги о медвежонке Винни-Пухе.

55. Фейхтвангер Лион (1884-1958) – немецкий писатель.

Получил образование в Мюнхенском университете (изучал литературу и философию), затем в Берлинском университете (изучал германскую филологию, философию, санскрит).

Не желая принимать материальную помощь от родителей, зарабатывал частными уроками.

56. Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) – русский философ-материалист, революционер-демократ, литературный критик, публицист и писатель.

Поступил в Саратовскую духовную семинарию, но не окончив ее, через три года, в 1846 году отправился в Петербургский университет, где учился на историко-филологическом отделении философского факультета. Во время учебы давал частные уроки. По окончании в 1850 г. Чернышевский работает преподавателем во Втором Петербургском кадетском корпусе. В 1851 г. он вступает в должность старшего учителя русской словесности в Саратовской гимназии с твердым намерением через год-два вернуться в Петербург.

Новый педагог вызвал в душах учеников бурю эмоций. Так вспоминает один из них: «С поступлением его в учителя бессмысленное зубрение уроков словесности прекратилось и дан был ход живому слову и мышлению. Но что особенно нас поразило, то это его живая, понятная нам речь и затем его уважение к нашей личности, которая подвергалась всевозможным унижениям со стороны нашего начальства и учителей».

В 1853 г. Чернышевский возвращается в Петербург и поступает учителем во Второй кадетский корпус. Пребывание его в корпусе вновь продлилось лишь несколько месяцев и прервалось после конфликта с дежурным офицером — отказавшись от извинений Чернышевский был вынужден уйти в отставку.

57. Чехов Антон Павлович (1860-1904) – русский писатель, драматург.

Во время учебы в гимназии в занимался репетиторством в родном Таганроге, а затем в первые годы в Москве. Скорее всего, собственный опыт отразил в рассказе «Репетитор».

Став известным писателем, Чехов вновь внес вклад в образование: в окрестностях своей усадьбы построил три школы для крестьянских детей – в Талеже, Новосёлках и Мелихове.

"Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело" (Антон Павлович Чехов).

58. Шукшин Василий Макарович (1929-1974) – писатель, актёр, режиссер, сценарист.

В 1953-1954 гг. работал учителем истории, литературы и русского языка в Сростинской школе сельской молодёжи. По совместительству был директором этой школы.

«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно (я преподавал русский язык и литературу). Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье» (из статьи «Монолог на лестнице»).

59. Щербакова Галина Николаевна (1932-2010) – советская и российская писательница, сценарист.

Самым известным ее произведением стала повесть «Вам и не снилось» (1979), по которой в 1980 году был снят одноименный художественный фильм.

Поступила в Ростовский государственный университет, затем по семейным обстоятельствам перевелась в Челябинский педагогический институт. После его окончания работала в школе учительницей русского языка и литературы.

«Мы повторяемся в детях, – сказала себе Тамара Федоровна и сама же усмехнулась: – Чепуха! Мои совсем не я. Они сами по себе… Общее только то, что они тоже пришли по единственному разу… И тоже уйдут…" (из книги "Единственная, неповторимая…")

60. Эко Умберто (1932-2016) – итальянский писатель, публицист, учёный, философ, теоретик культуры, литературный критик.

Окончил Туринский университет, изучая там средневековую философию и литературу. Преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина.

"Любая система образования неизбежно является отражением общества, которое ее создало" ("Не надейтесь избавиться от книг!").

"Всем известно, что латынь в том виде, в котором ее преподают в школе, - трудный и унижающий человеческое достоинство предмет" (из книги "Итальянцы у себя дома").

61. Юзефович Леонид Абрамович (1947) – русский писатель, сценарист, историк.

В 1970 году окончил филологический факультет Пермского университета. В 1975-2004 годах работал учителем истории в школах Перми и Москвы.

"<...> я простой школьный учитель, в свое время много преподавал и ужасно любил это делать. Моя первая школа, куда я пришел после Пермского университета и службы в армии, мне снится ночами. До сих пор помню запах раздевалки, столовой, коридоров. И с теми детьми, которых я тогда учил, мы поддерживаем дружеские отношения" (из интервью "Учительской газете", 2009 год).