15.01.2022
Итоговое сочинение. В помощь школьнику

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (1835). 7 класс

Два брата оказались по разные стороны баррикад: нет повести печальнее на свете... В помощь школьнику. Вторая неделя января

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (1835). 7 класс. Иллюстрации А.М.Герасимова* к повести  / artpriced.ru
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (1835). 7 класс. Иллюстрации А.М.Герасимова* к повести / artpriced.ru

Текст: Ольга Лапенкова

Не так давно мы обсуждали рассказ И. С. Тургенева «Муму», который долгие годы не даёт покоя родителям пятиклассников: зачем, мол, младшим школьникам проходить такое тяжёлое произведение? На «Тараса Бульбу», которого штудируют чуть позже — в седьмом классе, — жалуются по тому же поводу, и в этих причитаниях есть доля истины: читать про суровые будни воинственных казаков и вправду трудновато. А уж когда доходит до той самой сцены с младшим сыном Тараса Бульбы, Андрием, который ради любви к прекрасной полячке отрёкся от семьи и перешёл на сторону врага — и вдруг столкнулся с отцом на поле боя...

Но не будем спойлерить, лучше вспомним: что это за такой необыкновенный народ — казаки — и как так вышло, что они все такие буйные и неусидчивые? И возможен ли был счастливый финал для Андрия?

История вопроса

Казаки — пожалуй, самый воинственный, вольнолюбивый и гордый народ изо всех, которые когда-либо населяли Россию. События, описанные Н. В. Гоголем, имеют под собой историческую основу и относятся к первой половине XVII века; к тому моменту казаки жили в районе Запорожской Сечи (юго-восток современной Украины) не менее двухсот лет. Описывая их шумные сборища в «диком поле» и подчёркивая, с каким рвением казаки стремились отправиться в какой-нибудь военный поход, Гоголь ничуть не утрировал. Не случайно он так подробно передал разговор главного героя с атаманом:

  • Тарас <...> всё придумывал, как бы поднять Сечь на отважное предприятие, где бы можно было разгуляться как следует рыцарю. Наконец в один день пришёл к кошевому и сказал ему прямо:
  • — Что, кошевой, пора бы погулять запорожцам?
  • — Негде погулять, — отвечал кошевой, <...> сплюнув на сторону.
  • — Как негде? Можно пойти на Турещину или на Татарву.
  • — Не можно ни в Турещину, ни в Татарву,— отвечал кошевой <...>.
  • — Как не можно?
  • — Так. Мы обещали султану мир.
  • — Да ведь он бусурмен: и бог и Святое писание велит бить бусурменов. <...> Вот у меня два сына, оба молодые люди. Ещё ни разу ни тот, ни другой не был на войне, а ты говоришь — не имеем права <...>. Так, стало быть, следует, чтобы пропадала даром козацкая сила, чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему христианству не было от него никакой пользы? Так на что же мы живем, на какого чёрта мы живём?

Современному читателю это кажется удивительным и даже диким: казалось бы, люди должны мечтать о мирной, уютной жизни, а тут...

Однако всему есть объяснение: казаки столетиями населяли самые «горячие» точки на юге Российской империи (Украины как отдельного государства до начала ХХ века не существовало — она получила независимость лишь в 1917 году). Потому-то этот народ привык быть в постоянной боевой готовности. А лучшая защита — нападение, не так ли?

Зная о взрывном нраве казаков и желая установить с ними доверительные отношения, все российские монархи, начиная с Ивана Грозного, «договаривались» с ними по-хорошему. Казаки были обязаны по первому приказу отправляться в любые военные походы — а взамен получали почти полную независимость на своих территориях. Например, у них не было крепостного права, они не платили налогов (кроме «налога кровью»), сами выбирали себе предводителей, сами же судили и наказывали преступников… Более подробно историю возникновения казачества мы разбирали в статье, посвящённой роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».

...Но вот настал для Тараса Бульбы счастливый день: к берегу Днепра пришвартовался паром, и на его палубе показались казаки, которые, судя по их виду, «только что избегнули какой-нибудь беды». Несчастные путешественники рассказали, что поляки добились власти над частью Украины — и заставляют православных людей платить налоги на службы в церквях… Чем не повод для войны!

Вот только, отправляясь на осаду города Дубно, Тарас Бульба не подозревал, что вскоре потеряет обоих сыновей, и как потеряет! Одно дело — доблестная гибель в бою, другое дело — предательство… Разве мог Бульба ожидать, что его младший сын перейдёт на сторону поляков?

А счастье было так возможно?..

Читая гоголевскую повесть и — чего греха таить — сопереживая в том числе и Андрию, ученик нет-нет да задумается: как бы всё было хорошо, если Бульба-младший не нарвался случайно на папашу! Переждал бы всю эту русско-польскую историю, а там всё понемногу вошло в мирное русло. Андрий женился бы и зажил со своей любезной тихо-мирно, завёл детишек... А что до службы — нашёл бы себе занятие: учёный всё-таки человек! Конечно, он не смог бы забыть об отце, матери и старшем брате и, пожалуй, терзался муками совести, но… «Что сделано, того не воротишь» — так, кажется, говорят?

На первый взгляд всё так; но не стоит забывать, что предателей не любят нигде — ни в Польше, ни в Украине, ни в любой другой стране мира. Пока Андрий был полезен полякам и мог поделиться ценной информацией, где-то победить казаков силой, а где-то хитростью, никто его, разумеется, не прогонял. Но сохранилось бы такое отношение к Андрию в мирное время? Ведь предатель — это человек, готовый отречься от самого дорогого. А вы помните, что Андрий сказал полячке, когда нашёл её в осаждённом городе?

  • — А что мне отец, товарищи и отчизна! <…> Нет у меня никого! Никого, никого! <...> Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя — ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моём, понесу её, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет её оттуда! И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!

Итак, Андрий отрёкся от Отчизны, родителей, брата и товарищей ради любимой женщины; но где гарантия, что в какой-то момент он не поступит так же, но уже с собственной семьёй?

Конечно, бывают ситуации, когда человек переходит на сторону врага по «уважительной» причине. «Благородного» предателя можно найти, например, в «Слове о полку Игореве» — произведении, описывающем поход новгородского князя Игоря и его брата Всеволода против половцев в 1185 году. Здесь один из центральных персонажей попал в плен — и освободил его не кто иной, как половец по имени Овлур. Помогая русскому войску, этот человек понимал, что соотечественники отнесутся к его поступку, мягко говоря, без восторга. Поэтому Овлур тоже бежал на Русь, где принял православие, взял себе новое имя — Лавр — и стал далеко не последним человеком при княжеском дворе. Предательство? Безусловно; но у этого персонажа были веские причины так поступить.

История XII века покрыта мраком, и доподлинно восстановить историю Овлура мы не можем, — однако, по ряду сведений, у него были русские корни. А поскольку половцы постоянно совершали набеги на разрозненные княжества и забирали в качестве «трофеев» девушек, логично предположить, что и мама Овлура-Лавра, родившаяся на Руси, в какой-то момент оказалась пленницей. Так что наш предатель, узнав историю своего появления на свет, перестал воспринимать половцев как земляков и товарищей — и проникся сочувствием к бедной матушке. В таком случае его помощь одному из главных героев «Слова о полку Игореве» — это, в каком-то смысле, благородная месть и попытка заступиться за честь семьи.

Пусть так, скажет читатель, но неужели любовь — это недостаточно «уважительная» причина, чтобы перейти на сторону неприятеля? Нехорошо, конечно, что Андрий отрёкся от родных, — но он сделал это не ради денег или славы, а ради второй половинки, ведь любимая девушка — это уже почти семья…

Увы, и здесь Бульбу-младшего оправдать не получается: его чувства к прекрасной полячке вряд ли можно назвать любовью. Помните, при каких обстоятельствах Андрий познакомился со своей «царицей»?

В начале повести описано, как двадцатилетний Андрий, будучи студентом Киевской академии, в свободное время прохаживался по окрестностям:

  • ...иногда он забирался и в улицу аристократов, в нынешнем старом Киеве, где жили малороссийские и польские дворяне. Один раз, когда он зазевался, наехала почти на него колымага какого-то польского пана <...>. Молодой бурсак вскипел: с безумною смелостию схватил он мощною рукою своею за заднее колесо и остановил колымагу. Но кучер, опасаясь разделки [драки], ударил по лошадям, они рванули — и Андрий, к счастию успевший отхватить руку, шлёпнулся на землю, прямо лицом в грязь. Самый звонкий и гармонический смех раздался над ним. Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой ещё не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озарённый утренним румянцем солнца. <...>

  • Наконец он узнал, что это была дочь приехавшего на время ковенского воеводы. В следующую же ночь, с свойственною одним бурсакам дерзостью, он пролез <...> на крышу и через трубу камина пробрался прямо в спальню красавицы <...> Она от души смеялась и долго забавлялась над ним. Красавица была ветрена, как полячка, но глаза её, глаза чудесные, пронзительно-ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство. Бурсак не мог пошевелить рукою и был связан, как в мешке, когда дочь воеводы смело подошла к нему, надела ему на голову свою блистательную диадему, повесила на губы ему серьги и накинула на него кисейную прозрачную шемизетку с фестонами, вышитыми золотом. Она убирала его и делала с ним тысячу разных глупостей с развязностию дитяти, которою отличаются ветреные полячки и которая повергла бедного бурсака в ещё большее смущение...

Однако вскоре раздался стук в дверь, и Андрию пришлось спасаться бегством… Не правда ли, странно бросать всё ради девушки, которую ты совсем не знаешь?

И ещё поразмышляем: мог ли младший сын Тараса Бульбы рассчитывать на семейное счастье с этой девушкой? Автор не раз подчёркивает, что ветреная полячка — это первая любовь Андрия. Самоуверенный, мечтательный и дерзкий, этот молодой человек ни разу не задумался, какая она — его «царица», что она за человек. Может, они бы не сумели найти общий язык? Далеко не факт, что дочь польского воеводы, избалованная вниманием и роскошью, не устала бы в какой-то момент от диковатых замашек муженька. Да, поначалу выходки Андрия казались ей забавными, — но совместная жизнь состоит не только из радостей, бывают и горести...

А сам Андрий? захотел бы он всю жизнь исполнять капризы благоверной? Выросший в патриархальной семье, он привык, что его мама беспрекословно слушалась мужа, — и во всех соседских семьях было то же самое. Да, в Киеве Андрий позволял любимой смеяться над ним и даже наряжать себя, словно куклу, — но горячую казачью кровь никуда не денешь. Когда-нибудь младшему Бульбе тоже захотелось бы ударить по столу кулаком, но стала бы избалованная красавица его слушаться?..

Так что неудивительно, что мудрый Тарас Бульба был возмущён решением младшего сына. А что до той-самой-сцены, то главный герой мог поступить так не из жестокости, а, напротив, из милосердия. Помните, как казаки зверствовали в польских деревнях ближе к концу повести? А теперь представьте, что они сделали бы с предателем Андрием, если бы он попался не отцу, а кому-нибудь из бывших товарищей...