Текст: Ольга Лапенкова
В прошлый раз мы выяснили, что художественное произведение состоит из следующих частей:
- • экспозиция;
- • завязка;
- • развитие действия;
- • кульминация;
- • развязка;
- • эпилог (не во всех произведениях).
Также мы поняли, что экспозиция — это подготовительная часть, благодаря которой читатель узнаёт, где и когда будет развиваться действие; знакомится с героями и, порой сам того не осознавая, решает, кому из них он будет сочувствовать.
Но экспозиция, в которой толком ничего не происходит, не может длиться вечно: таковы законы не только литературы, но и самой жизни. Вряд ли из семи миллиардов землян можно найти хоть одного, чьё размеренное существование хотя бы однажды не переворачивалось на 180 градусов. Столкнувшись с неожиданными проблемами, человек (и в том числе герой любого классического произведения) вынужден решать: как поступить со своей новой реальностью? Может, сделать вид, что ничего и не случилось, — и пусть оно как-нибудь само рассосётся? Или, наоборот, с удвоенным энтузиазмом взяться за решение проблем, чтобы поскорее вернуться к привычному кругу забот? А может, то, что поначалу показалось наказанием небес, — на самом деле шанс кардинально изменить свою жизнь в лучшую сторону?
Именно эти вопросы встают перед героем после завязки. Завязка — это эпизод, после которого в жизни героя что-то бесповоротно меняется и нужно решать, что с этим делать. Завязка как бы задаёт вопросы: «Почему будет происходить действие?» и «Интересно, чем всё закончится?».
(Если в произведении несколько сюжетных линий, то и завязок может быть несколько. Мы говорили об этом в первой статье проекта.)
Любопытно, что герои не всегда отдают себе отчёт в происходящем: кое-кому до последнего кажется, что ничего особенного не происходит. Тем интереснее читателю за ними наблюдать.
Посмотрим, как работают с завязкой отечественные классики.
- WARNING! ОСТОРОЖНО! 警告!
- Дальнейший текст содержит спойлеры к произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка», Д. И. Фонвизина «Недоросль» и Н. В. Гоголя «Ревизор».
Предупреждён — значит вооружён!
«Капитанская дочка», А. С. Пушкин
На первый взгляд пушкинский роман про Петрушу Гринёва, который на протяжении ста с небольшим страниц превращается из безусого юнца, мечтающего ночи напролёт пить шампанское и играть в карты, в бравого защитника Отечества — произведение очень простое по своей структуре. Главный герой проходит одно испытание за другим — и при поддержке близких людей становится, как говорится, «лучшей версией себя». Но задумаемся: какой момент в его истории можно считать поворотным? Какие события повлияли на его жизнь незначительно, а какое ясно дало понять, что пути назад нет?
Сосредоточим внимание на сюжетной линии Петруши, закрыв глаза на линии Маши и Пугачёва, — и вспомним ключевые эпизоды, уместившиеся в главах с первой по третью:
- • отъезд Петруши Гринёва из дому;
- • ночёвка в Симбирске и кутёж с Зуриным;
- • остановка на постоялом дворе во время бурана;
- • знакомство с Андреем Карловичем;
- • приезд в Белогорскую крепость.
Рассмотрим каждый эпизод и поразмыслим: не тут ли спряталась завязка?
Отъезд Петруши Гринёва из дому
До шестнадцати лет главный герой «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», и его родители не видели в этом ничего плохого. Но в какой-то момент между Гринёвыми-старшими состоялся следующий разговор:
— Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?
— Да вот пошёл семнадцатый годок, — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда ещё...
— Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни.
С одной стороны, этот эпизод имел судьбоносные последствия: не реши Петрушин папа отправить парнишку «потянуть лямку да понюхать пороху», Гринёв-младший не познакомился бы ни со Швабриным, ни с семьёй капитана Миронова — и тем более не оказался бы заложником бунтовщика Пугачёва. Но, с другой стороны, можно ли сказать, что именно в этот момент судьба молодого человека бесповоротно изменилась? Пожалуй, нет. Петруша понял, что теперь «вместо весёлой петербургской жизни его ожидает скука в стороне глухой и отдалённой», — но куда его отправят и что он там будет делать, он не имел никакого представления (а вместе с ним и читатель).
Ночёвка в Симбирске и кутёж с Зуриным
Чтобы поступить на службу, Петруше следовало добраться до Оренбурга и там переговорить с Андреем Карловичем — старинным товарищем отца. Но средства передвижения в XVIII веке, как и дороги, оставляли желать лучшего, поэтому по пути Гринёву пришлось переночевать в Симбирске, а потом «пробыть [там] сутки для закупки нужных вещей». Осознав, что родители больше за ним не следят, главный герой пустился во все тяжкие: познакомившись с гусаром Зуриным, он напился пуншу, а потом проиграл новому приятелю сто рублей — немалую по тем временам сумму.
Если вы дочитали «Капитанскую дочку» до конца, то знаете, что ближе к концу романа Зурин случайно встретится с Гринёвым — и сыграет немаловажную роль в судьбе Петра. Но первая встреча прожжённого гусара и новоиспечённого офицера никак не тянет на звание завязки. Ничего особенно важного в «трактирном» эпизоде не происходит: просто Гринёв наконец-таки чувствует вкус свободы, как миллионы молодых дворян, оказавшихся в подобной ситуации.
Остановка на постоялом дворе во время бурана
По дороге из Симбирска главный герой оказывается в снежной западне. Но, к счастью, случайно встреченный мужчина показывает, где находится постоялый двор, и Гринёв оказывается в тепле и безопасности. Здесь Петруша снова «раскрывается» как персонаж — но уже с положительной стороны. Он больше не тянется к играм или спиртному, а, напротив, проявляет щедрость и благодарность: дарит вожатому заячий тулуп.
Опять же, опытный читатель уже знает, насколько важен этот эпизод: спустя какое-то время пути Гринёва и вожатого снова сойдутся. Но встретятся они в Белогорской крепости — а в середине второй главы Петруша ещё не знает, что его отправят именно туда. А вдруг Андрей Карловчич велел бы Гринёву проходить службу в другом месте? Тогда встреча на постоялом дворе не привела бы ни к каким последствиям.
Знакомство с Андреем Карловичем
Переночевав на постоялом дворе, Петруша продолжает путь и наконец-то добирается до Оренбурга, где его принимает давний сослуживец Гринёва-старшего. Андрей Карлович объявляет: «Ты будешь офицером переведён в ***полк, и чтоб тебе времени не терять, то завтра же поезжай в Белогорскую крепость, где ты будешь в команде капитана Миронова, доброго и честного человека».
Это уже очень и очень похоже на завязку — но всё ещё не она! Сказано — не значит сделано. А вдруг на следующий день Андрей Карлович передумал бы и отправил Гринёва в какое-нибудь другое место? Или Петруша опять познакомился с каким-нибудь весёлым гусаром — и был бы не в состоянии ехать в крепость? Или по дороге в Оренбург на повозку Гринёва упал метеорит? Писатели и не такое могут выдумать.
Приезд в Белогорскую крепость
Но вот Петруша Гринёв наконец-то добирается до Белогорской крепости, и в этот момент «клетка» захлопывается. Единственный способ выбраться из этой «стороны глухой и отдалённой» — дезертирство, то есть позорный побег. Но Петруша не может пойти на такую подлость! Да и с чего ему нарушать присягу? Во-первых, кодекс дворянской чести юноши того времени, как говорится, впитывали с молоком матери. Во-вторых, условия в Белогорской крепости оказались (по крайней мере, на первых порах) вполне сносными, а если бы Гринёв по какой-то неведомой причине и решил сбежать, то идти ему было некуда. Так и вышло, что на бедного Петрушу навалилась целая гора «взрослых» испытаний: адаптация к кардинально новым условиям; первая любовь и первая ненависть; ссора с родителями — и, как вишенка на торте, необходимость выбирать между выживанием и совестью...
Когда герой приезжает в Белогорскую крепость и знакомится с семьёй Мироновых и Швабриным, мы задаёмся вопросом: «Что же будет дальше? Как сложатся их отношения?» — и только тогда нам становится по-настоящему интересно.
«Недоросль», Д. И. Фонвизин
Итак, завязка может находиться довольно-таки далеко от начала произведения. А ещё случается такое, что на героя одновременно сваливается сразу несколько испытаний, и тогда завязка оказывается двойной.
Именно в такую ситуацию попадает Софья — главный положительный персонаж в комедии «Недоросль». Из экспозиции мы узнаём, что полгода назад её матушке «сделался удар», и бедная девушка оказалась на попечении дальних родственников — невежественных и жестоких Простаковых. Но, в общем-то, после этого её жизнь превратилась в «день сурка», который Фонвизин даже не удосужился описать. Что Софья делала у Простаковых? Читала «нравственные» книги — и, может, практиковалась в игре на фортепиано и пении, как подобало любой благовоспитанной девушке XVIII века. Ничего интересного.
Но буквально в один день жизнь Софьи меняется, и сразу по двум причинам. Во-первых, приходит свататься ещё один дальний родственник — Скотинин. До самой Софьи ему дела нет: он хочет прикарманить поместья, доставшиеся девушке в наследство от её родителей (впрочем, поместья особенной ценности не представляют: они хороши лишь тем, что там водятся необыкновенно большие свиньи). А во-вторых, приходит письмо от Стародума: оказывается, дядя Софьи «нажил десять тысяч рублей доходу» — баснословная сумма! — и готов отдать их в качестве приданого. Тут-то госпожа Простакова подзывает ненаглядного сына Митрофанушку (того самого, который говорил: «Не хочу учиться, хочу жениться») и намекает, что пора бы ему пойти под венец… Так что бедной девушке приходится отбиваться от двух женихов сразу, а читателю — задаваться вопросом: «Кто всё-таки поведёт Софью под венец?»
«Ревизор», Н. В. Гоголь
Ещё более редкий случай — произведения, в которых завязка находится уже на первой странице, как бы заменяя собой экспозицию. Помните, с чего начинается гоголевская комедия «Ревизор»?
Городничий. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор. <...>
Аммос Федорович. Вот те на!
Артемий Филиппович. Вот не было заботы, так подай!
Лука Лукич. Господи боже! ещё и с секретным предписаньем!
Этой сценки более чем достаточно, чтобы понять: перед читателем — проворовавшиеся чиновники, которые уж-ж-жасно боятся результатов проверки! И хотя в дальнейшем мы узнаём больше о каждом из героев (можно сказать, что крошечные кусочки экспозиции равномерно распределены по всему тексту), от подобных сведений основная интрига никак не зависит. И правда, разве увлечённому читателю важно, чем Ляпкин-Тяпкин берёт взятки — деньгами или борзыми щенками? Взятка есть взятка, и если «инкогнито» о ней прознает, судье не поздоровится!
Но кто окажется прозорливее: один-единственный ревизор или слаженная команда под управлением городничего? А может, ситуация внезапно станет сложнее — и, кстати, смешнее, — чем ожидали обе стороны? Все эти вопросы проносятся в голове у читателя уже после первых строк. А это значит, что жизнь героев бесповоротно изменилась и с этим срочно нужно что-то делать.