Текст: Ольга Лапенкова
На протяжении полутора лет мы разбирали произведения из школьной программы 5—11 классов. Мы изучали исторический контекст, погружаясь в тонкости политической и культурной жизни России начиная с XII века; копались в биографиях авторов и узнавали, какие прототипы есть у культовых героев; расшифровывали говорящие имена и фамилии; искали пасхалки — и даже придумывали, как могли бы закончиться классические труды, если бы автор решил поставить точку чуть позже.
Теперь настало время понять, как устроен художественный текст. Почему одно произведение остаётся жить в веках, а другое оказывается безнадёжно забытым? Мы часто считаем, что всё решает талант автора (или банальное везение, а может, и то и другое). Но писатель — это не просто «проводник», который слушает, что ему напевают музы, а потом записывает это и несёт в издательство.
Каждый маститый автор обладал колоссальным набором знаний. Классики прекрасно понимали, что такое композиция произведения; чем сюжет отличается от фабулы; почему захватывающей работы не получится без конфликта; как усиливают впечатление средства художественной выразительности (да-да, все эти эпитеты, метафоры и прочее) — и, кстати, как реагировать на критику, если газетчики разнесли твой опус в пух и прах.
Конечно, не стоит впадать в фанатизм и относиться к чтению книги как к осмотру машины: «Экспозиция на месте, развязка тоже, а вот с кульминацией что-то неладно...» Образцовый рассказ, созданный по всем мыслимым лекалам, вполне может оказаться забытым — а «неправильное» стихотворение с простейшими рифмами, наоборот, полюбиться миллионам читателей. Не стоит и приуменьшать значимость таланта: в каждом произведении, ставшем классическим, есть щепотка магии, которую нельзя обнаружить под микроскопом. И всё-таки Пизанская башня — это не просто груда кое-как накиданных кирпичей, а здание, спроектированное знающими толк архитекторами (пусть и допустившими кое-какие погрешности).
Проект «Как это работает» поможет школьникам, которые хотят узнать больше об отечественной классике, собрать в дневнике коллекцию пятёрок — и достойно сдать ЕГЭ по литературе. В особенности колонка будет полезна тем, кто и сам подумывает о карьере писателя.
Как это работает. Сюжетные линии
Прежде чем разбирать композицию литературного произведения, знакомимся с понятием «сюжетная линия». Казалось бы, при чём тут косички?
Роды и жанры литературы
Исследователи выделяют четыре рода литературы:
- •эпос;
- •лирика;
- •драма;
- •лироэпос.
Эпос — это всё, что написано прозой. Эпические произведения выглядят так же, как эта статья: обыкновенный текст, который делится на абзацы и часто (но не обязательно) состоит из нескольких глав. К эпическим жанрам относятся рассказ, повесть, роман, роман-эпопея и несколько других, но мы не будем подробно о них говорить: в рамках школьной программы достаточно и этих четырёх. Произведение, относящееся к этому роду литературы, может быть какого угодно объёма: хоть две страницы, хоть две тысячи.
Лирика — это стихотворения: они написаны в столбик, причём каждая новая строка начинается с прописной буквы, и эти строки, как правило, зарифмованы между собой. А ещё в лирических произведениях нет сюжета — либо есть, но он играет роль намного меньшую, чем чувства и мысли по поводу происходящего. Стихотворения очень короткие и чаще всего умещаются на одной странице, а то и на половинке, — хотя изредка встречаются и длинные работы, до десяти страниц в зависимости от шрифта (например, «Бородино» М. Ю. Лермонтова). Существует множество жанров лирики, таких как послание, элегия, ода и т. д., — но, в отличие от эпического произведения, лирическому совершенно не обязательно иметь определённый жанр. Даже наоборот: большинство таких текстов — это просто стихотворения, и всё тут.
Драма — это пьесы, т.е. произведения, в которых говорят только герои, а речь автора отсутствует, но могут встречаться пояснения в скобках, например:
- Маша. Петя, привет!
- Петя (выпучив глаза). А-а-а! Она всё-таки вернулась!!! (Убегает.)
Каждый новый абзац начинается с имени героя, который вот-вот выскажется. Если большинство эпических произведений делится на части или главы, а лирические — на строфы (как правило, после каждого четверостишия добавляется пустая строка), то драматические произведения разбиты на действия. Действия, в свою очередь, могут включать в себя несколько сцен (когда меняются декорации) и явлений (когда выходит новый герой). Драматические жанры, которые следует знать школьнику, — это трагедия, драма и комедия (да-да, мы не ошиблись: термин «драма» обозначает и род литературы, и один из жанров). Объём не ограничен, но большинство пьес умещается на ста страницах, иначе такой текст будет сложно поставить в театре: актёры устанут играть, а зрители — внимательно смотреть.
Наконец, лироэпос — это, как можно догадаться, смесь бульдога с носорогом. От лирики он позаимствовал форму (короткие строчки, которые чаще всего рифмуются друг с другом), от эпоса — стремительно развивающийся сюжет, а также внушительный объём. Жанры лироэпоса: басня, поэма, баллада, а также самый редкий жанр — роман в стихах (здесь можно вспомнить разве что пушкинского «Евгения Онегина»).
Знающий литературовед, дочитав статью до этого момента, пробурчит себе под нос: «Нет-нет, позвольте, автор слишком много упускает!» И действительно, с родами литературы не всё так просто. Взять хотя бы «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. Казалось бы, что непонятного? В книге 300 с лишним страниц, написана прозой, поделена на главы — значит, роман! Но нет: сам Гоголь обозначил жанр «Мёртвых душ» как поэму, потому что там много лирических отступлений (то есть размышлений, не особо связанных с сюжетом). А спустя сто с лишним лет поэму в прозе создал ещё один выдающийся отечественный писатель, В. В. Ерофеев (речь о книге «Москва — Петушки»).
Если периодически «путаются» даже роды литературы, а их всего четыре, то что говорить о жанрах? Классический пример — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, который кажется драмой, а на деле оказывается комедией. (Почему это так, мы уже разбирались.)
А ещё разные жанры подразумевают разное количество сюжетных линий — и поэтому в списке школьной литературы встречаются произведения, которые можно посчитать повестями, а можно — романами. Но здесь пора остановиться и вспомнить о косичках.
Сюжетные линии
Как мы уже выяснили, во всех родах литературы, кроме лирики, обязательно есть сюжет. И правда: можно ли представить себе роман, в котором ничего не происходит? Или, может быть, трагедию, где герои (а соответственно, и актёры, которым предстоит их играть) ничем особенным не заняты? Или длинную-предлинную поэму, где нет ни одного персонажа — только описания природы и погоды?
(В этот момент придирчивый литературовед снова твердит, что всё не так, и шепчет: «Театр абсурда! Авангард! Постмодернизм!» и прочие умные слова. Но мы — пока что! — не будем его слушать: эта статья рассчитана на начинающего книголюба. И вернёмся к сюжету.)
Сюжет — это последовательность событий в том порядке, в каком они преподнесены в произведении. Но сюжет далеко не всегда «крутится» возле одного персонажа. С рассказами, баснями и балладами всё понятно: вот герой, вот проблема; герой пытается её решить — и либо добивается своего, либо терпит неудачу, либо и вовсе «зависает» перед принятием самого важного решения, оставляя читателя перед открытым финалом. А что делать с повестями, романами и пьесами, где персонажей видимо-невидимо? Как разобраться, какие события — самые важные?
Для ответа на этот вопрос литературоведы создали термин «сюжетная линия».
Сюжетная линия — это последовательность событий, связанных с одним или несколькими персонажами. Она подразумевает постоянное развитие: либо одного героя как личности (когда он меняется внутренне, то есть становится в чём-то другим человеком), либо отношений между действующими лицами.
Представим, что мы читаем книжку «Вася круче всех», где главный герой превращается из всеми обижаемого заучки в супергероя-тяжелоатлета, — а зловредный Антоша, который всё детство подкладывал ему на стол кнопки, под впечатлением от Васиного прогресса раскаивается и предлагает дружить. Ну и, разумеется, не обходится без прелестной Настеньки, которая поначалу встречается с Антошей и во всём ему поддакивает, а потом переосмысливает свою жизнь и уходит к Васе.
Логично предположить, что в книге три сюжетные линии: Вася, Антоша и Настенька. Но также можно заподозрить, что линии всего две: Вася & Антоша (от ненависти до дружбы) и Вася & Настенька (от ненависти до любви). Где истина?
Всё зависит от того, как часто персонажи действуют поодиночке и как часто — вместе.
Если автор уделяет достаточно внимания самостоятельному развитию Васи, Антоши и Настеньки, если показывает, как они проводят время вдали друг от друга и решают проблемы, не связанные с основным конфликтом, — тогда, конечно, у каждого героя своя сюжетная линия. То есть, если в книге «Вася круче всех» подробно описано, как главный герой записывается в спортзал и месяц за месяцем тягает штангу, игнорируя насмешки окружающих (и наконец-то понимая, что нельзя позволять другим плохо с собой обращаться) — сюжетная линия Васи удалась. А вот если главный герой начинает активно действовать, только сталкиваясь с Антошей, и сто раз подряд «глотает» его оскорбления, а на сто первый даёт сдачи, — тогда у Васи и Антоши одна линия на двоих.
Сюжетные линии в крупных произведениях переплетаются, как пряди, из которых плетут косичку — и рождается красивейший узор. Объёмные труды, где есть только один действующий герой, существуют (как, например, «Робинзон Крузо» Д. Дефо), но это опять же исключения. А вот сколько этих «прядей» в произведении — две, три или больше, определить иногда нелегко.
Повесть? Роман? Что это вообще?!
Помните, мы говорили о том, что кое-какие классические произведения можно назвать повестями, а можно — романами? Принято считать, что в повести только две сюжетные линии, а в романе — три или больше. Так вот, исследователи до сих пор спорят, к какому жанру «по-хорошему» относятся произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин». Кто-то настаивает, что у каждого героя там самостоятельная сюжетная линия, а кто-то — что они «сдвоенные».
Так, в «Евгении Онегине» можно выделить три линии: Онегина, Татьяны и Ленского. И тогда произведение будет считаться романом. А можно сказать, что герои практически не действуют отдельно друг от друга, и значит, линии всего две — «романтическая» и «дружеская»: Онегин & Татьяна и Онегин & Ленский. И тогда перед нами уже не роман, а самая настоящая повесть.
И с «Капитанской дочкой» то же самое. Можно выделить три отдельные линии – Гринёва, Маши и Пугачёва — или две парные, «романтическую» и «вражескую»: Гринёв & Маша и Гринёв & Пугачёв.
В принципе, ни первое, ни второе решение нельзя назвать ошибкой. Чётко определить количество сюжетных линий в крупном произведении сложно, а иногда, как мы видим, даже невозможно. Главное — понимать, что это вообще такое.
Задел на будущее
На следующей неделе мы начнём говорить о композиции литературного произведения, которая состоит из следующих частей:
- •экспозиция;
- •завязка;
- •развитие действия;
- •кульминация;
- •развязка;
- •эпилог (не во всех произведениях).
Но стоит учесть, что завязка, кульминация и развязка для каждой сюжетной линии может быть своя.
Например, в придуманной нами книжке «Вася лучше всех» завязка линии Вася & Аркаша может состояться уже на первых страницах, когда главный герой устанет терпеть насмешки и решит записаться в спортзал, чтобы в какой-нибудь прекрасный день доступно объяснить Аркаше, что так себя вести нельзя. А завязка линии Вася & Настя предстанет перед нами намного позже — когда немного подкачавшийся, но ещё не уверенный в себе Вася увидит Аркашу с Настей гуляющими за ручку и пообещает себе, что добьётся сердца этой красавицы.
Но может быть и такое, что завязки обеих линий совпадут. Вася, вечно терпящий издевательства, опять-таки столкнётся в парке с влюблённой парочкой — и тут же решит, что так дальше продолжаться не может: надо и Аркаше навалять, и красавицу заполучить.
Как это работает в классических произведениях, разберём уже через несколько дней.
Педагог-консультант: Р. И. Шихонин