13.11.2023
Итоговое сочинение. В помощь школьнику

Итоговое сочинение-2023. Направление «Родина, государство, гражданская позиция человека»

Анализируем еще одно направление для так называемого декабрьского сочинения

Пример Итогового сочинения-2023. Направление «Родина, государство, гражданская позиция человека» / И.И. Шишкин, «Цветы у забора» (1880-е)/wikipedia.org
Пример Итогового сочинения-2023. Направление «Родина, государство, гражданская позиция человека» / И.И. Шишкин, «Цветы у забора» (1880-е)/wikipedia.org

Текст: Ольга Лапенкова

К итоговому сочинению часто относятся либо слишком серьёзно, либо, наоборот, довольно-таки безответственно. Истина, как водится, где-то посередине. С одной стороны, критерии оценки той работы, которую каждому одиннадцатикласснику предстоит написать 6 декабря, намного проще критериев оценки ЕГЭ. За итоговое сочинение можно получить, как и за любую другую «традиционную» школьную работу, одну-единственную оценку — от одного до пяти (где единица или двойка — это пересдача, а вот тройка уже обозначает «зачёт»).

С другой стороны, готовиться к декабрьскому испытанию тоже необходимо. В частности, нужно иметь представление, что в день икс будущие выпускники получат по листку, на котором будут обозначены следующие тематические блоки:

  • •«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
  • •«Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
  • •«Природа и культура в жизни человека».

Внутри каждого из них «скрываются» ещё по три или четыре направления. Одно из них — «Родина, государство, гражданская позиция человека» — мы сегодня и разбираем.

Направление — это ещё не тема, но уже что-то, тем более что примерный список тем всегда можно представить, пользуясь опытом выпускников прошлых лет. Ведь на итоговом сочинении-2022 школьникам уже предлагали порассуждать о Родине и государстве.

Возможные темы итогового сочинения

Вопросы, которые накопились в закрытом банке тем (и который оказался не таким уж секретным), мы уже публиковали. В прошлогоднем материале мы также приводили подробные размышления о Родине, государстве и гражданской позиции — для тех, кто не очень понимает, что от него ждут проверяющие, но жаждет разобраться. Данная же статья посвящена скорее практическим моментам.

Для начала — дополнительный список тем, которые с той или иной долей вероятности «выпадут» школьникам:

  • •Согласны ли вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
  • •В чём проявляется любовь к Родине?
  • •Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?
  • •Возможно ли общество, в котором все счастливы?
  • •На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Варианты эпиграфов для итогового сочинения

Чтобы подчеркнуть свою основную мысль (которую ещё называют «тезис»), многие школьники учат, а затем надписывают в правой части листа так называемые эпиграфы. Эпиграфы — это крылатые выражения либо афоризмы, подходящие к попавшейся теме. Патриотической направленности соответствуют вот такие цитаты:

  • «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца». К. Г. Паустовский
  • «Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца». Виктор Гюго
  • «Если крикнет рать святая:
  • „Кинь ты Русь, живи в раю!“
  • Я скажу: „Не надо рая,
  • Дайте родину мою!“»
  • С. А. Есенин

Композиция итогового сочинения

Наконец, чтобы получить достойный балл, нужно поделить сочинение на несколько абзацев. И не просто так, а пользуясь привычной схемой: введение, основная часть, заключение. Впрочем, с итоговым сочинением всё несколько сложнее. Не будем ходить вокруг да около, а просто опубликуем шаблон.

  • •1 абзац. Введение. Небольшое размышление на заданную тему + тезис, т. е. основная мысль, которую нужно будет доказать на примерах из художественной литературы.

  • •2 абзац. Первый абзац основной части. Имя автора № 1, название произведения № 1, краткий пересказ ключевого эпизода либо всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).

  • •3 абзац. Второй абзац основной части. Имя автора № 2, название произведения № 2, краткий пересказ ключевого эпизода или всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).

  • •4 абзац. Заключение. Развёрнутый (2–4 предложения) повтор тезиса.

И вот какое сочинение можно написать, используя эту схему.

Пример итогового сочинения по направлению «Родина, государство, гражданская позиция человека»

На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Достойный гражданин — это вовсе не тот, кто не замечает проблем в своей стране либо делает вид, что их не существует. Достойный гражданин — это здравомыслящий человек, который видит и осознаёт все существующие трудности, но не просто выражает недовольство в ближнем кругу, а делает всё, чтобы помочь народу с ними справиться. А главное, он неустанно работает над собой, чтобы в ответственный момент проявить стойкость, целеустремлённость и мужество. Воспитание достойного гражданина немыслимо без соответствующих примеров: деятелей науки и культуры, гражданских и военных лиц, спортсменов, педагогов, мыслителей и множества других людей, которые служили Отечеству, развивая свои таланты и справляясь с тяжелейшими испытаниями.

Одним из примеров достойного гражданина можно назвать жившего в XVIII веке Михаила Васильевича Ломоносова, который внёс вклад в развитие практически всех наук, от химии и физики до литературы и истории. Будучи сыном крестьянина, М. В. Ломоносов с ранних лет был занят тяжёлым трудом. Но благодаря неусыпной тяге к знаниям он принял смелое решение отправиться пешком в Москву, чтобы получить образование и посвятить себя науке. Именно о Ломоносове написано знаменитое стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник», построенное как обращение наставника к первокласснику:

  • Скоро сам узнаешь в школе,
  • Как архангельский мужик
  • По своей и Божьей воле
  • Стал разумен и велик...

Биография Михаила Васильевича доказывает нам, что достойный гражданин не боится трудностей: даже вопреки обстоятельствам он делает всё, чтобы развить свои способности и принести пользу обществу и государству.

Ещё один пример для подражания — Михаил Илларионович Кутузов, полководец, благодаря которому российская армия одержала победу над войском Наполеона Бонапарта в 1812 году. Кутузов был сыном генерала и довольно рано решил пойти по стопам отца. Он усердно учился и подвергал самого себя суровым испытаниям, чтобы развить в себе эрудицию, ум и силу воли. Именно благодаря этим качествам во время Отечественной войны на посту главнокомандующего он привёл российскую армию к победе.

Образ Кутузова увековечен во множестве литературных произведений — и в первую очередь, конечно же, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассказывая о выдающемся полководце, автор подчеркнул в том числе его доброту и щедрость. Ведь достойный гражданин готов пожертвовать самим собой не столько ради славы, сколько ради того, чтобы привести свой народ к процветанию.

Итак, воспитание юных граждан невозможно без положительных примеров. Именно поэтому в школе и дома ученикам рассказывают о людях, которые не только прославились сами, но и прославили Отечество. В число таких людей входят учёный М. В. Ломоносов и военачальник М. И. Кутузов.