Текст: Ольга Разумихина
В прошлой статье, посвящённой роману «Война и мир», мы говорили о задаче, которую ставил перед собой Лев Николаевич Толстой, — а именно проследить, почему история России начала XIX в. сложилась столь драматическим образом; что послужило причиной противоречий между консервативным императорским двором и молодой дворянской интеллигенцией, часть которой в декабре 1825 года вышла на Дворцовую площадь (и потому получила название декабристов), а затем была отправлена в ссылку в Сибирь.
Героев, из частных историй которых складывается история императорской России, в романе великое множество. Въедливые литературоведы даже подсчитали их точное количество: 599 человек, названных по имени! Но среди центральных персонажей — причём не просто часто появляющихся на страницах романа, а активно меняющихся, развивающихся как личности — стоит выделить пять фигур. Выстроим их «по старшинству»:
- •Андрей Болконский (~27 лет);
- •Пьер Безухов (20 лет);
- •Марья Болконская (20 лет);
- •Николай Ростов (19-20 лет);
- •Наташа Ростова (~13 лет).
(Особо пытливых читателей, которые хотят знать, почему возраст героя не всегда возможно установить с точностью до года, отсылаем к статье М. М. Блинкиной «Возраст героев в романе "Война и мир"», она легко гуглится.)
Как уже говорилось в предыдущей статье, действие романа начинается в 1805 году; заканчивается оно через 15 лет — хотя и не все герои доживают до эпилога. Таким образом, персонажи из этого поколения являются как бы «отцами» по отношению к поколению декабристов. «Отцовство» это не столько кровное — особенно в случае с Наташей Ростовой, которая, разумеется, в тринадцать лет о детях не думала, — сколько метафорическое. Такие люди, как Безухов, Болконские, Ростовы, застали на своём веку две русско-французские войны (1805 и 1812 гг.), что сильно повлияло на их мировоззрение — и передавали по наследству идеи, властвовавшие их умами.
Поговорим о каждом персонаже отдельно (и без явных спойлеров).
Андрей Болконский
Старший из центральных персонажей «Войны и мира», в отличие от остальных, не имеет конкретного прототипа — однако нельзя сказать, что Л. Н. Толстой полностью его выдумал. Литературоведы обнаружили как минимум трёх людей, чьи биографии во многом похожи на жизненный путь Андрея Болконского:
- •граф Ф. И. Тизенгаузен (1782-1805), зять М. И. Кутузова, участвовавший в боях под Аустерлицем в 1805 г.; нёс российское знамя и, подобно герою «Войны и мира», был тяжело ранен и попал в плен;
- •генерал-лейтенант Н. А. Тучков (1765-1812), также герой сражений под Аустерлицем; в 1812-м г. принимал участие в Бородинском сражении, в ходе которого получил тяжелейшее пулевое ранение;
- •Сергей Николаевич Толстой (1826-1904), брат Л. Н. Толстого, некоторое время числившийся в гвардии, но уже через год после начала службы ушедший в отставку; был влюблён в Татьяну Андреевну Берс, младшую сестру будущей супруги Льва Николаевича, и даже сделал ей предложение руки и сердца, — но спустя два года был вынужден разорвать помолвку. (Правда, причины, по которым Андрей Болконский не смог взять в жёны нежно любимую девушку, были совсем другими, нежели у С. Н. Толстого. Брат писателя отказался от супружества, так как его уже связывали обязательства с другой женщиной — певицей Марией Шишкиной, которую он выкупил из цыганского хора и которая к тому моменту родила от него троих детей; понимая, каким ударом для неё будет расставание с единственным близким человеком, Сергей Николаевич не нашёл сил объявить о разрыве.)
В начале романа Андрей Болконский — строгий, сдержанный, почти безэмоциональный человек, воспитанный требовательным отцом и страстно мечтающий только об одном: о воинской славе. Он называет Наполеона Бонапарта «великим полководцем», но ещё не представляет, что, по иронии судьбы, вскоре всей России — и самому Андрею — предстоит сражаться с армией кумира. Семейная жизнь тяготит Болконского; «маленькая княгиня» Лиза, миловидная девушка с безупречными манерами, оказалась человеком, совершенно не близким герою по духу. Андрей часто жалеет о том, что поторопился с женитьбой, — но стыдится этих мыслей, ведь Лиза вот-вот родит их первенца.
Портрет героя
Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживлённою женой.
Пьер Безухов
Лучший друг Андрея Болконского, Пётр Кириллович Безухов, на французский манер Пьер, — пожалуй, любимый герой Льва Николаевича. Так что неудивительно, что Толстой во многом «списал» его с самого себя. Подобно классику, молодой Безухов проходит сложный духовный путь — от беспечной жизни в своё удовольствие к познанию истин о бытии. Сначала он, говоря современным языком, «связывается с плохой компанией», за что его выгоняют из Санкт-Петербурга (Льва Николаевича ниоткуда не выгоняли, но в молодости он вёл нельзя сказать чтобы целомудренный образ жизни, о чём красноречиво говорит его «Исповедь»). Зато потом Пьер начинает интересоваться религиозными учениями, а также проектами, которые помогли бы улучшить жизнь крепостных.
Впрочем, литературоведы выделяют ещё одного возможного прототипа Пьера Безухова: это граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов (1790-1863). Как и герой «Войны и мира», он унаследовал от отца баснословное состояние, некоторое время состоял в тайном обществе масонов, а во время Отечественной войны потратил значительную часть своих средств на то, чтобы вооружить целый кавалерийский полк, а это было о-о-очень дорого, ведь каждому такому военному полагалось иметь не только мундир и саблю, но и коня! Но Дмитриев-Мамонов не жалел средств, чтобы спасти отечество от захватчиков.
Итак, в первых главах романа Пьер Безухов — беспутный молодой человек, который только и делает, что пьёт с гусарами и устраивает мелкие пакости. Но вскоре он получает то самое наследство и становится самым завидным женихом для всех петербургских дам, в том числе для холодной, равнодушной красавицы Элен Курагиной, — и добросовестный читатель уже знает, к чему это приведёт...
Портрет героя
<...> вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. <...> При виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, действительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной. <...>
Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьёзное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения.
Марья Болконская
Умная, спокойная, сострадательная и глубоко верующая, но во многом наивная княжна Марья, прототипом которой стала рано умершая мама писателя, — младшая сестра Андрея Болконского. Отец, отставной генерал-аншеф Николай Андреевич, всегда стремился вырастить из дочери развитого человека и меньше всего хотел, чтобы её образование ограничилось уроками французского, танцев и игры на фортепиано. Поэтому он каждый день занимается с Марьей математикой, а также строго-настрого следит, чтобы она не думала о всяких вольностях. Так, когда княжна получает письмо от подруги, отец предупреждает, что следующий конверт он вскроет: мало ли, вдруг непутёвая дочь ведёт любовную переписку?
Марья Болконская и хотела бы получать письма от прекрасного юноши, но к ней никто не сватается. А ведь она так мечтает стать женой и матерью, хранительницей очага! Но кто приедет за ней в Лысые Горы — и приедет ли вообще, если в высшем обществе водятся девушки куда красивее и, что немаловажно для начала XIX века, моложе? Тоскующая без любимого человека и подруг, вынужденная терпеть вечные нравоучения отца, княжна Марья всё чаще задумывается о том, что, пожалуй, ей стоило бы уйти странствовать вместе с богомольцами.
Портрет героини
Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадёжно смотрели на себя в зеркало. <...> Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи тёплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видала хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе.
Николай Ростов
Как и персонаж Марьи Болконской, «книжный» Николай Ростов имеет вполне конкретного «близкородственного» предшественника, и это — отец писателя, Николай Ильич Толстой. Подобно вымышленному графу, отец классика также в молодости влюбился в сироту, у которой не было, как говорится, ни гроша за душой, — и сделал ей предложение руки и сердца, хотя родные были против.
Уже то, как Николай Ростов относится к этой сироте — Соне, выдаёт в нём человека добродушного, искреннего и вместе с тем — умеющего принимать сложные решения, не «перекладывать» на других ответственность за свою жизнь. Впрочем, эти замечательные качества не предостерегают его от довольно серьёзных ошибок, и он, сам того не желая, не раз причиняет боль самым близким людям.
Также стоит отметить, что в начале романа Ростов буквально влюблён в императора Александра I. Ради блага государя он готов сделать что угодно — в том числе пойти на войну. Однако реальное поле боя оказывается слишком далёким от романтических легенд...
Портрет героя (в начале романа)
Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всём лице выражались стремительность и восторженность.
Наташа Ростова
Прототипом самой восторженной, неусидчивой, искренней и ранимой героини романа-эпопеи послужила Софья Андреевна Толстая — супруга писателя. Даже имя героини — Наташа — Лев Николаевич «позаимствовал» из повести, написанной женой. Но, судя по тому, какой любовью окружают юную графиню Ростовы и родители, и друзья семьи, и даже слуги, кое-что досталось этой героине и от Марии Николаевны Толстой — младшей сестры писателя, долгожданной девочки (напомним, что у автора «Войны и мира» было три старших брата).
Многие читатели находят Наташу Ростову чересчур легкомысленной — дескать, она постоянно в кого-то влюбляется. С этим не согласятся школьные педагоги, которые год за годом повторяют заученную фразу: «Наташа Ростова, по мнению Толстого, — идеал русской женщины». И ссылаются при этом на события четвёртого тома.
Так что, если вы уже прикипели к милой Наташе, но пока не дочитали роман-эпопею, — будьте готовы к тому, что в просторечии называется «разрыв шаблона».
Портрет героини (в начале романа)
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своём корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка.