САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Ямбы в мажоре. Михайло Ломоносов

8 (19) ноября 1711 года родился Михайло Ломоносов — не только великий ученый и просветитель, но и один из создателей современной русской поэзии

Портрет Михаила Ломоносова. Георг  Преннер  (фрагмент). Середина XIX. Государственный исторический музей, Москва
Портрет Михаила Ломоносова. Георг Преннер (фрагмент). Середина XIX. Государственный исторический музей, Москва

Текст: Арсений Замостьянов

Поэзия считается делом нервическим и порывистым. Но настоящие стихи захватили русскую читательскую публику на волне рационализма. В ту эпоху, когда просветители пытались привить в России европейскую ученость, любовь к техническому прогрессу. До Петра Великого русская книжная культура была почти сплошь церковной. Но оказалось, что и за пределами церковных стен есть мир, достойный изучения. Оказалось, что на белом свете возможны чудеса - но не божественные, а рукотворные. И поэзия воспринималась как техническая диковинка, как дитя прогресса. Стихи стали частью государственного церемониала.

Стихосложением Михайло Ломоносов заинтересовался в Славяно-греко-латинской академии. Там преподавали первые русские пииты. Поэзия считалась украшением учебного процесса, занимательным приложением к азбуке, к грамматическим штудиям. Феофан Прокопович и Фёдор Журавский уже воспевали победы Петра Великого. Но когда Ломоносов познакомился с немецкой поэзией, силлабика для него померкла. А тут подоспел Тредиаковский со своим «Новым и кратким способом к сложению стихов Российских», в котором появилось понятие «стихотворной стопы».

Для силлабических виршей важным было только количество слогов. Тредиаковский научился писать гармоничные стихи, учитывая ударные слоги и стопы. Он считал единственным подобающим размером хорей: «а тот (стих) весьма худ, который весь иамбы составляют». Ломоносов оспорил это положение. Предложил обращаться и к ямбам, и к трехдольным размерам, ввёл в поэзию мужские рифмы, которыми пользовался виртуозно. Свои теоретические наработки молодой ученый подтвердил собственными стихами:

ВОСТОРГ ВНЕЗАПНЫЙ УМ ПЛЕНИЛ…

Один аккорд, и ясно: Ломоносов. А ведь это начало начал - первая строка первого известного стихотворения Ломоносова, первого классического четырехстопного ямба - «Оды на взятие Хотина 1739 года». А точнее - «Оды блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года»... Ведь в те годы считалось невозможным написать торжественные стихи не в честь монарха. Пока Ломоносов работал над фундаментальной одой - императрица скончалась, что отразилась в каноническом заглавии. В этой оде Ломоносов отстаивает достоинства четырехстопного ямба - в будущем самого популярного размера русской поэзии. И потому о хотинской оде напомнит Владислав Ходасевич в стихотворении, посвященном ямбу:

  • Из памяти изгрызли годы,
  • За что и кто в Хотине пал, -
  • Но первый звук Хотинской оды
  • Нам первым криком жизни стал.
  • 1938 г.

(И все-таки - за что же сражались под стенами Хотина? Речь идет о Русско-турецкой войне 1735–39 гг. В 1739 году главнокомандующий русской армии, генерал-фельдмаршал Христофор Антонович Миних предпринял поход против крымчаков. Под Ставучанами путь ей преградили турецкие силы, включая гарнизон Хотинской крепости. Армия Миниха одержала победы, с минимальными потерями выбила турок из Ставучан. После сражения 19 (30) августа 1739 года комендант Хотина Колчак-паша сдал крепость Миниху.)

Лучшая строка этой весьма пространной оды - первая. Про восторг. Михайло Васильевич вообще знал толк в зачинах и финалах стихотворения: понимал, что первая и последняя строка должны быть особенно эффектными, крылатыми. Ломоносов воспевает воинскую победу как классицист: государственное для него выше личного, а победа подкреплена просвещенным милосердием императрицы. Всё это - важные штрихи.

М. В. Ломоносов. С гравюры М. Шрейера Фото: feb-web.ru

Приемами торжественной оды адъюнкт, а затем и академик Ломоносов овладел блистательно. Именно поэтические успехи принесли ему, простолюдину, славу и положение при дворе. Стихи открывали перед просветителем двери в самые изысканные кабинеты всесильных вельмож. Двор чувствовал необходимость не просто в придворном поэте, который способен развлекать и увлекать рифмованным красноречием. Елизавете Петровне хотелось видеть рядом с троном волшебника, чтобы пленял и поражал, как архитектура Растрелли, чтобы ведал про все секреты просвещенного века не хуже французов и немцев. И это не на безрыбье: в те времена творили Тредиаковский и Сумароков.

Три поэта ощущали себя непримиримыми соперниками, бранили друг дружку не только устно, но и в стихах. Из всех ристалищ — кулачных и поэтических — Ломоносов выходил победителем. В сравнении с его стихами творения Тредиаковского казались сумбурными, а Сумарокова - легковесными. Ломоносов умел грохотать и поучать. Его напор нравился императрице Елизавете Петровне - и она щедро награждала пиита, который умел предугадать ее желания. За каждую оду он получал подарок, сопоставимый с годовым жалованьем академика.

Многие поэты восхищались воинскими победами и мудростью государей, но Ломоносов в торжественных одах порой касался оригинальных тем, неведомых другим стихотворцам. Он прославлял просвещение - пылко, горячо, как возлюбленную:

  • О вы, которых ожидает
  • Отечество от недр своих
  • И видеть таковых желает,
  • Каких зовет от стран чужих,
  • О, ваши дни благословенны!
  • Дерзайте ныне ободренны
  • Раченьем вашим показать,
  • Что может собственных Платонов
  • И быстрых разумом Невтонов
  • Российская земля рождать.

Здесь всё вдохновенно. За глянцем проступает тревога за судьбы русской науки… А ведь это из торжественной оды 1747 года в честь Елизаветы. Императрица внимала почтительно, старалась вникать и награждала стихотворца. Ее захватили мажорные, жизнелюбивые ямбы. Куда там Тредиаковскому!

Кроме того, он, как сказали бы в ХХ веке, «боролся за дело мира». Эта нота у него всегда звучала проникновенно: «И повели войнам престать»:

  • Царей и царств земных отрада,
  • Возлюбленная тишина,
  • Блаженство сёл, градов ограда,
  • Коль ты полезна и красна!

Полезна и в то же время красна, прекрасна - ломоносовское золотое сечение. Рациональное у него неотделимо от эстетического.

Кроме торжественных од и духовных псалмов, Ломоносов создал «Разговор с Анакреоном» - любопытную поэму (в современном понимании) в диалогах. Мораль нехитрая: поэт-трибун побеждает пожилого эротического проказника. При этом Ломоносов переложил Анакреона на русский вполне любовно. Но в собственных ответных репликах показал высокий накал патриотизма. Это звучит неправдоподобно, но любовь к Отечеству в те времена ещё не стала «общим местом». В ходу было преклонение перед монархом, но не перед Отечеством. И ломоносовские дифирамбы России звучали неожиданно - не монархиню воспевает, а страну:

  • Изобрази Россию мне,
  • Изобрази ей возраст зрелой
  • И вид в довольствии весёлой,
  • Отрады ясность по челу
  • И вознесённую главу…

Патетика первоклассная. Но он был хорош не только в праздничном камзоле. Схоласты смущались, когда Ломоносов в стихах бросался вприсядку:

  • Борода предорогая!
  • Жаль, что ты не крещена
  • И что тела часть срамная
  • Тем тебе предпочтена.

Он умел и «потрясать основы», умел в стихах высмеивать, кощунствовать, шалить. А иногда, отбросив фанфары и гусли, брал в руки элегическую свирель:

  • Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
  • Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
  • «…» Что видишь, всё твое; везде в своем дому;
  • Не просишь ни о чем, не должен никому.

Одно название чего стоит - «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же». Жалоба сильного человека - редкая нота для поэзии. Он умел отбросить в сторонку трафареты классицизма, которые сам же (а кто бы еще взялся?) приспособил к русской литературе.

А «Вечернее размышление о Божием величестве» написано как будто в домашнем халате. Один только риторический вопрос оттуда - «Скажите, что нас так мятет?» - открывает бездну, полную не только звезд, но и поэзии. А ведь есть еще и загадочное начало, построенное на мужских рифмах.

  • … Взошла на горы черна тень;
  • Лучи от нас склонились прочь;
  • Открылась бездна звезд полна;
  • Звездам числа нет, бездне дна.

Что это - формула из какой-нибудь точной науки или поэтический образ? В том-то и сила, что Ломоносов здесь мыслит и как астроном, и как поэт. Получилась поэтическая формула. Там не все строфы равнозначны, но первая настолько гениальна, что и говорить об этом неловко: азбучная истина.

«Рождённый под хладным небом северной России, с пламенным воображением, сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства. Ломоносов был первым образователем нашего языка; первый открыл в нём изящность, силу и гармонию…», - такой поклон отвесил Михайле Васильевичу Карамзин.

Пушкин, пожалуй, первым стал рассуждать о Ломоносове в духе ХХ века - высоко оценивал его как химика и физика, восхищался ломоносовской страстью к Просвещению, но за поэта его не признавал. «В Ломоносове нет ни чувства, ни воображения. Оды его, писанные по образцу тогдашних немецких стихотворцев, давно уже забытых в самой Германии, утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности — вот следы, оставленные Ломоносовым. Ломоносов сам не дорожил своею поэзиею, и гораздо более заботился о своих химических опытах, нежели о должностных одах на высокоторжественный день тезоименитства и проч.», - эта строгая оценка прозвучала в эссе «Путешествие из Москвы в Петербург». Бывало, Пушкин комплиментарнее рассуждал о ломоносовском слоге, но стихов его не любил. Возможно, это мнение укрепилось в полемике с «литературными староверами», для которых оды Михайло Васильевича оставались образцовыми.

Зато Пушкина восхищали горделивые слова из письма Ломоносова Шувалову: "Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, который мне дал смысл, пока разве отнимет". Ломоносов вообще умел разводить дипломатию только в общении с монархами.

В наше время никто не считает Ломоносова вершиной русской поэзии. И мы можем без снобизма и без полемического запала перебирать его стихи. Находки неизбежны. Это стихи крупного человека и не графомана, а своеобразного мастера. Масштаб личности притягивает, эта ощутимая сила придает одам Ломоносова дополнительное обаяние. Он убежден в правоте каждого своего тезиса - и трудно не залюбоваться этой убежденностью титана. Только поэзия способна сохранить личность в монументальных подробностях. Наверное, именно поэтому сегодня мы отмечаем день рождения не только великого просветителя, но и поэта.