13.01.2025
В этот день родились

Роман Гуль: выбравший свободу ради России

13 января исполняется 129 лет со дня рождения русского писателя, чьё творчество целиком и полностью выросло из трагического опыта Гражданской войны и эмиграции

13 января исполняется 129 лет со дня рождения русского писателя, чьё творчество целиком и полностью выросло из трагического опыта Гражданской войны и эмиграции / ru.wikipedia.org
13 января исполняется 129 лет со дня рождения русского писателя, чьё творчество целиком и полностью выросло из трагического опыта Гражданской войны и эмиграции / ru.wikipedia.org

Текст: Денис Краснов

Среди главных книг русской литературы о революционных потрясениях более чем столетней давности, наверное, мало кто вспомнит и назовёт прозу Романа Гуля (1896–1986). В первую очередь на ум придут (и вполне справедливо) Михаил Шолохов, Борис Пастернак, Михаил Булгаков, Иван Шмелёв, Алексей Толстой, Исаак Бабель. Современные авторы также нередко заходят на эту историческую территорию, на которой по-прежнему многое кажется непрояснённым и недосказанным. Возможно, кстати, и потому, что многое до сих пор остаётся непрочитанным. Вот и участник знаменитого «Ледяного похода» Роман Гуль всё никак не домчится до читателя на своём «Коне рыжем». А уже пора бы.

«Сын кадетской партии»

Роман Борисович Гуль родился на старый Новый год 1 (13) января 1896 года в Пензе. Непривычная для русского уха фамилия объясняется шведскими корнями со стороны отца, Бориса Карловича – видного общественного деятеля, нотариуса, гласного городской думы, домовладельца, помещика, основателя первого в Пензе кооператива – «Потребительской лавки». Как и мать писателя Ольга Сергеевна, происходившая из старинного дворянского рода Вышеславцевых, Борис Карлович был членом конституционно-демократической партии, и это не могло не повлиять на умонастроения юного Гуля. Сам он никогда ни в какой партии не состоял, но называл себя «сыном кадетской партии» и взглядов придерживался соответствующих – «демократически-радикальных».

Первым серьёзным потрясением в жизни юноши стала ранняя смерть отца в 1913 году. Борису Карловичу было всего 46.

«Комната внезапно осветилась никогда ранее незамечаемым светом. Все предметы в ней – умывальник, стулья, стакан, зеркало – стали вдруг не вещами, а словно странными, впервые увиденными существами. Сердце леденело и падало, когда я и брат входили к отцу. Прощаясь, он с придыханьем произнёс: "благословляю… берегите мать… будьте честны…". Я ощущал, что спасенья нет, что отец умирает, что рушится всё, и завтрашнего дня уже не будет» (Роман Гуль, «Конь рыжий»).

Пережив трагедию, Гуль решил пойти по стопам отца и поступил на юридический факультет Московского университета сразу по окончании Первой мужской гимназии в Пензе в 1914-м. В этой гимназии в своё время учились такие известные фигуры, как критик Виссарион Белинский, революционер-террорист Дмитрий Каракозов, маршал Михаил Тухачевский. Последний был на два класса старше Гуля и впоследствии стал заглавным героем одной из его лучших книг.

В университете Гуля по-настоящему увлекли только курсы знаменитого философа, тогда ещё приват-доцента Ивана Ильина. «Высокий, очень худой, красивый, но мефистофельский (хотя и блондин), Иван Александрович был блестящим лектором и блестящим учёным». Заскучав над томами «Истории новой философии» Куно Фишера, пытливый студент попросил Ильина указать более подходящие книги для систематического занятия философией. И вот что вошло в список рекомендаций прославленного лектора: «Апология Сократа», «Диалоги» Платона (в том числе сложнейший «Парменид»), «Метафизика в Древней Греции» князя Сергея Трубецкого, «Пролегомены» Иммануила Канта, отдельные работы Эдмунда Гуссерля и Зигмунда Фрейда.

Сын полка

Перейдя на третий курс, Гуль призывается в армию в самый разгар Первой мировой войны, в 1916-м. После четырёх месяцев обучения в Московской школе прапорщиков молодой офицер просит определить его в пехотный запасный полк, расквартированный в родной Пензе, чтобы быть поближе к одинокой матери. Там и настигают Гуля вести о Февральской революции, и уже весной 1917-го он отправляется с маршевым батальоном на Юго-Западный фронт, где началось последнее, неудачное наступление русских войск, известное как «июньское наступление», или «наступление Керенского».

20-летний офицер служит в Кинбурнском полку, становится командиром роты, а потом и адъютантом командира полка, Василия Симановского, близкого к генералу Лавру Корнилову. Кроме того, как товарищ председателя офицерского комитета Гуль проводит разъяснительную работу среди солдат, чтобы «хоть как-то остановить обольшевиченье полка». Однако дисциплина падает, армия разлагается, и после окончательного развала фронта вслед за Октябрьским переворотом полковник Симановский отправляет своего адъютанта домой, в Пензу, откуда приходит тревожная телеграмма: «Имение разграблено, проси отпуск».

«Сел на поезд. С дороги пишу письмо знакомым: …кругом меня всё серо, с потолка висят ноги, руки… лежат на полу, в проходах… Эти люди ломали нашу старинную мебель красного дерева, рвали мои любимые старые книги, которые я студентом покупал на Сухаревке, рубили наш сад и саженные мамой розы, сожгли наш дом… Но у меня нет к ним ненависти или жажды мести, мне их только жаль. Они полузвери, они не ведают, что творят…"» (Роман Гуль, «Ледяной поход»).

Долго пробыть дома не удаётся: очень скоро, в конце 1917-го, Симановский присылает в Пензу нарочного и призывает Гуля поскорее пробираться на Дон к генералу Корнилову: «Пойдём на Москву охранять Учредительное собрание! Приезжайте. Я жду Вас… Но если у Вас есть хоть маленькое сомнение – тогда не надо…»

Несколько дней раздумий – и Гуль решается ехать. «Как демократ, я считал необходимым созыв Всероссийского Учредительного собрания, которое должно установить в России демократическую конституцию. Так как созыв Учредительного собрания был лозунгом и Добровольческой армии, я поехал туда на вооружённую борьбу с большевизмом».

Вместе со старшим братом Сергеем Роман становится участником знаменитого «Ледяного похода» по донским и кубанским степям, который заканчивает в лазарете, получив боевое ранение. После гибели Корнилова в апреле 1918-го влияние в белых войсках переходит к монархистам – генералам Михаилу Алексееву и Антону Деникину, и Гуль, сторонник республики и демократических реформ, осенью пишет рапорт об уходе из армии.

«Как добровольно я вступил в Добрармию, так же добровольно и ушёл. Я не мог оставаться – и политически, и душевно. Политически потому, что всем существом понимал: такая "офицерская" армия победить не может… К белым народ не хотел идти: господа. Здесь сказался один из самых больших грехов старой России: её сословность. И связанный с ней страшный разрыв между интеллигенцией и народом».

Другая же, «душевная» причина расставания с надеждой «дойти до Москвы» кроется в личном выборе увидевшего всю изнанку войны офицера: «Я узнал до конца, что значат слова гражданская война. Это значило, что я должен убивать неких неизвестных мне, но тоже русских людей: в большинстве крестьян, рабочих. И я почувствовал, что убить русского человека мне трудно. Не могу. Да и за что? У меня же с ним нет никаких "счетов". За что же я буду вразумлять его пулями?»

В октябре 1918-го вместе с матерью и братом Гуль уезжает к родным в Киев, но и там не находит покоя. Уже в ноябре Роман и Сергей мобилизованы в армию гетмана Павла Скоропадского, а после захвата Киева атаманом Симоном Петлюрой в числе нескольких сотен русских офицеров братья становятся военнопленными, ожидая дальнейшей участи в залах Педагогического музея. Именно тогда, находясь в заключении, Гуль узнаёт о самосуде атаманской банды над бравым Василием Симановским («За что? За то, что был полковник царской армии. Вот всё его преступление») и о подлой расправе чекистов над любимым дядей Михаилом Вышеславцевым, бывшим комиссаром Временного правительства: «Со дна души поднялась такая ненависть к этим зверям, что словно вижу, как разыскал бы убийц и сам перестрелял на месте как бешеных собак».

И впоследствии, при всём своём либерализме, Гуль не скрывал, что вовсе не является «вегетарианцем» и поддерживает смертную казнь за уголовные преступления, за убийства. Но тогда, лёжа на полу Педагогического музея в Киеве, он чувствует, «как чудовищно устал от всей этой всероссийской "кровавой колошматины и человекоубоины". Я скажу сейчас очень непопулярные вещи, но непопулярности не боюсь. В те дни я возненавидел всю Россию, от кремлёвских "псевдонимов" до холуев-солдат, весь народ, допустивший в стране всю эту кровавую мерзость. Я чувствовал всем существом, что в такой России у меня места нет».

Те дни могли вполне оказаться последними в жизни братьев Гулей: власть в Киеве переходила из одних рук в другие, и местные солдатские банды вряд ли стали бы церемониться с пленными белогвардейцами. По счастью, Романа, Сергея и других русских офицеров спасло вмешательство одного немецкого лейтенанта. Под новый 1919 год они были вывезены в Германию в лагерь для перемещённых лиц. Именно там, в горах Гарца, и родился русский писатель Роман Гуль.

Сын отважной матери

А началось всё так. Со времени Первой мировой в немецком лагере осталась небольшая русская библиотека, и Гуль наткнулся в ней на военные рассказы Всеволода Гаршина. «В былые времена они потрясли воображение русской интеллигенции "ужасами войны". Но перечитав, я подумал: да какие же это ужасы? По сравнению с гражданской войной это не так уж и страшно. Мысль – записать всё, что я пережил, что видел в гражданской войне, – засела во мне. Но если писать, думал я, то писать надо совершенно правдиво-оголённо».

Так из-под пера молодого автора, отказавшегося возвращаться на опостылевшую Гражданскую войну и ставшего чернорабочим на лесоповале в германском захолустье, стала появляться книга с говорящим названием «Ледяной поход». В 1920 году Гуль переезжает в Берлин благодаря знакомству, завязавшемуся с бывшим комиссаром Верховной Ставки при Александре Керенском, литератором Владимиром Станкевичем, который публикует три отрывка из «Ледяного похода» в русском журнале «Жизнь». Гуль присоединяется к группе русских демократов «Мир и труд», сотрудничает с различными антикоммунистическими изданиями.

В 1921 году «Ледяной поход» выходит в Берлине отдельной книгой и имеет большой успех: автор получает положительные отзывы от Максима Горького, Андрея Белого, Юлия Айхенвальда. О том, что произведение обратило на себя серьёзное внимание, говорила и реакция враждебных Гулю политических сил. По словам автора, «в правых, монархических кругах книга вызвала возмущение и ненависть ко мне, ибо я рассказал всю правду о жестокости гражданской войны, о бессудных расстрелах крестьян, о тупости политики Белой армии».

В том же 1921-м происходит ещё одно радостное событие: из Варшавы в Берлин, героически преодолев пешком более 400 километров до границы с Польшей и каким-то чудом перейдя её, приезжают разлучённая с сыновьями мать Ольга Сергеевна и старая няня Анна Григорьевна Булдакова. Схожий подвиг Ольга Сергеевна совершила и в 1918-м, когда бросила всё в Пензе, с большим риском для жизни добралась до Волги и отправилась на Дон, чтобы отыскать любимых Рому и Серёжу, застрявших в лазарете Новочеркасска.

Страницы, посвящённые матери, вероятно, одни из лучших и самых проникновенных в прозе Гуля, а описание её кончины на французской земле почти невозможно читать без слёз. Это отмечал и Иван Бунин в отзыве о художественной автобиографии Гуля «Конь рыжий», опубликованной в Нью-Йорке после Второй мировой войны и ставшей подлинной вершиной его творчества. Письмо Бунина автору даже вышло вместо предисловия к отдельному изданию книги.

«Всё ещё вспоминаю порой Ваш роман – столько в нём совершенно прекрасных страниц! Особенно – приезд зимой в Пензу, потом какое-то место в Германии, потом как шла Ваша матушка из России, потом её смерть и картины той местности, где она умерла, – эта последняя часть романа просто превосходна. А в его начале кое-что меня раздражало – именно вздохи о "братоубийственной войне". Что же, надо покорно подставлять голову Каину? Я вздыхаю о другом – о том, что Авель не захотел или не успел проломить ему башку булыжником…»

Сын эмиграции

Но всё это было только впереди: путь к последнему, благополучному земному пристанищу за океаном лежал через многие точки турбулентной межвоенной Европы. До прихода нацистов к власти в 1933-м Гуль успел сделать очень многое в Берлине как литератор. В 1922 году он начал работать в журнале «Новая русская книга», в котором публиковались Андрей Белый, Давид Бурлюк, Борис Зайцев, Михаил Осоргин, Николай Оцуп, Алексей Толстой, Владислав Ходасевич.

Тогда же Гуль стал сотрудничать с литературным приложением к «сменовеховской» газете «Накануне», благодаря чему смог многое узнать о жизни в Советской России. «Накануне» была единственной некоммунистической газетой, издававшейся в СССР, а на страницах литературного приложения выходили сочинения Михаила Булгакова, Максимилиана Волошина, Валентина Катаева, Осипа Мандельштама, Бориса Пильняка, Константина Федина, Корнея Чуковского и многих других авторов пока ещё не расколотой надвое русской литературы.

Гуль по просьбе Алексея Толстого публикует в издании отрывок своего романа «В рассеянии сущие» (1923) из жизни эмиграции. В 1920-е три книги писателя успевают выйти в Советском Союзе: «Ледяной поход», «Жизнь на фукса: очерки белой эмиграции» (1927) и «Белые по Чёрному: очерки гражданской войны» (1928).

Творчеству помогает ещё одно долгожданное воссоединение: в 1925 году в Берлин приезжает Ольга Новохацкая, с которой Гуль ещё студентом познакомился в Москве. В 1927 году они обвенчались, и вплоть до своей кончины в 1976-м Ольга Андреевна будет сопровождать супруга во всех его странствиях.

В эти плодотворные годы в Берлине выходит двухтомный исторический роман Гуля «Генерал БО» (1929) о Евно Азефе и Борисе Савинкове, позднее издававшийся как просто «Азеф». После ещё одного погружения в историю, в романе «Скиф» (1931) об анархисте Михаиле Бакунине, следуют книги «Тухачевский. Красный маршал» (1932) и «Красные маршалы: Ворошилов, Будённый, Блюхер, Котовский» (1933).

Гуль приступает к биографиям вождей советского террора, но вскоре всё резко обрывается. В поддавшейся нацизму Германии писателю оставаться более невозможно, особенно после кратковременного пребывания в концлагере Ораниенбург. В сентябре 1933-го Гуль уезжает в Париж, где продолжает литературную работу, сотрудничает с газетой «Последние новости» Павла Милюкова, вступает в Союз русских писателей и журналистов во Франции и в масонскую ложу «Свободная Россия», стоящую на антикоммунистических позициях.

В 1936 году удалось завершить работу над книгой «Дзержинский», чему очень способствовали материалы богатого архива российского историка и политического деятеля Бориса Николаевского. Приятной неожиданностью стало приглашение известного режиссёра Жака Фейдера поработать в фильме о русской революции «Рыцарь без доспехов» (1937) с Марлен Дитрих и Робертом Донатом в главных ролях. Гуль и раньше пробовал себя как киносценарист, а на этот раз отправился в Лондон на полгода как «технический и драматический консультант».

Кинематографические заработки позволили приобрести небольшую, всего пять гектаров, ферму Пети Комон около городка Нерак на юге Франции. В конце 1936-го Гуль наконец-то перевозит из Германии во Францию маму, брата, его жену и племянника – и только после этого решается издать в Париже книгу «Ораниенбург: что я видел в гитлеровском концентрационном лагере» (1937).

Однако через несколько лет этот труд заставляет автора скрываться от нацистов. В 1939 году Гуль с женой не смогли уехать в Соединённые Штаты. Полгода они вынуждены работать на стеклянной фабрике, но из-за войны она закрывается. Чтобы выжить и затаиться («Мы с женой решили превратиться в самых настоящих крестьян»), Роман на пару с Сергеем снимают большую молочную ферму в 30 га и живут там с семьями на протяжении трёх лет, а потом, уже до конца войны, переезжают на другую ферму в департаменте Ло и Гаронна.

Только в июле 1945-го Гуль с супругой возвращаются на свою старую квартиру в Париже. Писатель присоединяется к русской масонской ложе «Юпитер», но долго там не задерживается из-за её просоветской направленности. Едва ли не впервые в жизни Гуль оказывается вовлечённым в политическую работу. В 1946-1948 гг. он состоит в редакции антикоммунистических сборников, выпускавшихся в Париже историком Сергеем Мельгуновым.

В конце 1948-го Гуль создаёт демократическую группу «Российское народное движение» и начинает издавать журнал «Народная правда» (1948-1952). Последние номера выходят уже в Нью-Йорке – Гуль переезжает в США в 1950 году. Позднее он становится секретарём «Нового журнала», одного из самых авторитетных эмигрантских изданий, а с 1959 года до самой кончины (1986) работает как его главный редактор.

«Ни одну страну, где я жил в эмиграции, я не любил так, как Америку. И природу, и людей, и стиль жизни, и настоящую свободу человека, которой здесь, пожалуй, даже чересчур много. Только когда я думаю о своём пути от пензенского именья до Нью-Йорка, у меня кружится голова. И всё ж, несмотря ни на что, считаю свою жизнь счастливой и – если бы было можно – повторил бы её сначала, от первого до последнего дня».

Сын России

Настаёт пора спокойной, упорядоченной жизни без внешних потрясений – и время подведения итогов. Чувство благодарности к приютившей земле не мешает обращаться мыслями к родине, диалог с которой никогда не прекращается. Ещё в «Коне рыжем» скитающегося по миру автора одолевают противоречивые мысли.

С одной стороны: «И какая это тягость в шуме чужого языка, на чужих улицах, среди чужих жестов, в движении чужой стихии, быть совершенно свободным».

С другой: «...в моей скитальческой жизни я всегда чувствовал облегчающее душу удовлетворение, что живу именно вне России. Почему? Да потому, что родина без свободы для меня не родина, а свобода без родины хоть и очень тяжела, но всё-таки остаётся свободой».

В конечном счёте, подобная разорванность души оказывается мнимой, и это призрачное противоречие так просто и убедительно снимается в заключительных строках автобиографии: «Но во мне есть и другое русское чувство, по которому вся земля – наша, вся Божья».

Это подлинно «русское чувство» проступает и в завершающем труде Романа Гуля – трёхтомных мемуарах «Я унёс Россию», которые он назвал «замогильными».

«Что же спасает нас от страшности этого существования? Нас спасает – как это ни банально звучит – только духовная связь с Россией. С какой Россией? С советской? С Советским Союзом? С другой, с той вечной Россией, которой мы – сами того не сознавая – ежедневно живём, которая непрестанно живёт в нас и с нами – в нашей крови, в нашей психике, в нашем душевном складе, в нашем взгляде на мир. И хотим мы того или не хотим, – но так же неосознанно – мы ведь работаем, пишем, сочиняем только для неё, для России, даже тогда, когда писатель от этого публично отрекается».