Текст: Павел Басинский/РГ
Школа литературной критики носит имя Валентина Курбатова - критика, искусствоведа и одного из самых дорогих и желанных гостей Ясной Поляны за последние несколько десятилетий ее жизни.
Валентина Яковлевича не стало в марте 2021 года. Он был не просто другом Ясной Поляны и участником всех Яснополянских писательских встреч, которым насчитывается уже более четверти века, но и душой всех культурных инициатив, которые осуществлял музей-усадьба. Поэтому то, что Школа критики с первого же года существования стала носить его имя - это был хороший знак и гарантия того, что она будет существовать долго. Потому что все, к чему прикасался Валентин Яковлевич своей доброй и щедрой рукой, долго живет.
В этом году школа проходит уже в пятый раз. Конкурс на участие в ней был очень серьезный - более ста заявок от молодых людей от 18 до 30+, которые претендуют на то, чтобы в будущем заняться трудным и, по правде сказать, не слишком благодарным и уж точно не доходным ремеслом - обозревать и анализировать современный литературный процесс. Тем не менее отрадно, что вакансия нового Белинского или Добролюбова, нового Лакшина или Курбатова все еще греет молодые сердца.
В чем причина? Почему умные, образованные и даже талантливые выпускники (как правило, выпускницы) филфаков университетов, специализирующиеся на современной литературе, критику писать вроде бы умеют, но критиками не становятся?
Расхожее мнение, что критика сегодня ушла в блоги, породив около сотни критических порталов, где критиком может назвать себя каждый, просто читающий современную прозу и поэзию, на самом деле ничего не объясняет.
Ну, допустим, ушла. И - что? Важен не формат, а его реальное влияние на литературный процесс. А если не влияние, как было в середине XIX века, когда критику читали едва ли не с большим интересом, чем романы, то по крайней мере наличие авторитетной экспертизы современного литературного процесса.
Я этого не вижу. Экспертная критика, уверенно существующая в США и Европе, и не только в литературе, но и в кино, и в театре, и в музыке, и, простите за прозаизм, в автопроме и ресторанном бизнесе, в России почему-то не приживается. Возможно, потому, что мы не верим своим экспертам, подозреваем в этом какой-то обман, скрытую и проплаченную рекламу.
Если книгу хвалят, значит, что-то здесь не так. Обманывают, водят за нос, пытаются впарить негодный товар. Знаем мы этих "экспертов"! Видали!
С другой стороны, в Сети расплодилось немалое количество "критиков", которые видят своей святой задачей "отстреливать" каждого, кто обрел в литературе хоть какой-то успех, завоевал сколько-нибудь широкий круг читателей. "Опустить" литературную звезду, написать о ней с десяток оскорбительных слов и тем самым повысить собственную самооценку - вот что сегодня полыхает в сетевой "критике", как пожар, уничтожающий всякое понятие о литературных авторитетах, без которых не может существовать ни одна уважающая себя национальная культура.
Все-таки критика - это не ремесло. Это - образ мышления. Критическим складом ума (не путать с комплексом собственной неполноценности и желанием уничтожить вокруг себя все более или менее яркое и заметное) на самом деле обладают единицы. Не случайно известных критиков в истории литературы куда меньше, чем даже великих прозаиков и поэтов. При том что, поверьте мне, даже в XIX веке печатались сотни рецензентов, но кто их сегодня помнит, как помнят Белинского или Писарева?
Между прочим, этим складом ума в полной мере обладал Лев Толстой, который вообще не писал критики.
На первый взгляд, что общего между Толстым и критикой? Критика не всегда жаловала Толстого, и должно было пройти время, чтобы присяжные критики осознали, что "Война и мир" - гениальное произведение. Поначалу этого не понимали. Когда один из самых глубоких критиков XIX века Н.Н. Страхов написал, что "Война и мир" - великое произведение, его просто подняли на смех, на него писали эпиграммы.
Так что у Толстого были свои счеты с критикой, начиная еще с "Детства". Недаром в последней, неопубликованной главе этой повести Толстой заранее объяснялся с будущими критиками.
Тем не менее между Толстым и критикой есть несомненная связь. По верному замечанию Владимира Ленина, Толстой занимался "срыванием всех и всяческих масок", а это и есть одна из важнейших задач критики.
В этот раз лекции и мастер-классы будут проводить Алексей Варламов, Владислав Отрошенко, Наталья Ломыкина, Евгений Абдуллаев, Татьяна Соловьева, Андрей Мягков (кстати, один из выходцев из Школы критики прошлых лет), Александр Марков и другие. Всем молодым участникам было дано задание - написать рецензию на самый ранний и, как ни странно, полузабытый роман Льва Толстого "Семейное счастье".
Посмотрим, что у них получилось...
В качестве бонуса директор Государственного музея Л.Н. Толстого в Москве, праправнук писателя Владимир Толстой проведет для участников эксклюзивную экскурсию по яснополянскому дому.