29.09.2025
Рецензии на книги

Боги и изгои: три социально-философских романа о технологическом будущем

Три социально-философских романа о технологическом будущем: Йен Макдональд «Река богов», Лоран Гунель «Почти идеальный мир»,  Александра Маринина «Посох двуликого Януса» / godliteratury.ru
Три социально-философских романа о технологическом будущем: Йен Макдональд «Река богов», Лоран Гунель «Почти идеальный мир», Александра Маринина «Посох двуликого Януса» / godliteratury.ru

Текст: Ирина Шлионская

Практически вся фантастика описывает будущее как мир высоких технологий, с одной стороны, облегчающих жизнь, а с другой – искажающих изначальную человеческую природу. Но возможно ли в принципе остановить развитие цивилизации? Если нет, то как обрести баланс и не потерять себя в «новой реальности»? Ответы на это пытаются дать авторы трех произведений, опубликованных в этом году.

Йен Макдональд «Река богов»

  • Пер. с англ. С. Минкина
  • М.: АСТ, 2025

Действие происходит в Индии 2047 года. Вернее, страна к этому времени распалась на отдельные независимые государства, и речь идет об одном из них, Бхарате. Здесь люди по-прежнему поклоняются Вишну, Брахме, Кали и Шиве, только те существуют в виде компьютерных программ, управляющих всеми сферами человеческой жизни. Так, фабричные рабочие принимают роботов-сарисинов за джиннов.

Автора «обвиняют» в том что он попытался скрестить индийскую культуру с киберпанком. Здесь действительно имеется полный набор атрибутов киберпанка: чипы для сканирования людей, всевозможные развлечения с использованием «дополненной реальности», шоу с виртуальными актерами, электронный шпионаж и, разумеется, генная инженерия. Особый интерес вызывают генномодифицированные люди (ньюты). Последние, благодаря ряду хирургических операций и начинению своего тела всяческими «киберпримочками», не имеют определенного пола, зато получают возможность «заказывать» любые эмоции и притягивать к себе окружающих, так что те порой готовы следовать за ними куда угодно.

В отличие от других государств, в Бхарате не существует ограничений на разработки и использование искусственного интеллекта новейших поколений. Поэтому очень быстро там наступает ад. На фоне затяжной засухи и назревающего военного конфликта происходит государственный переворот, а хакеры стремятся получить коды от всех электронных систем… Происходящие события заставляют главных героев задумываться о сути этого мира, в котором искусственный интеллект якобы борется с человеком за сохранение своего «вида». А может, людей уже нет, есть только виртуальная реальность, в которой сарисины, напротив, почитают нас, своих создателей?

Впрочем, никаких «главных героев» тоже нет. Есть ряд персонажей, так или иначе участвующих в действии. Это американские ученые Томас Лалл и Лиза Дурнау, которые являются создателями теории киберземли; киберполицейский господин Нандха (пафосно именуемый Копом Кришны) и его жена Парвати, представительница традиционной индийской семьи, не вписывающаяся в «технологический рай»; секретарь премьер-министра Шахин Бадур Хан, вступающий в связь с ньютом по имени Тал; мелкие бандиты Шив и Йогендра; комик Вишрам Рэй; журналистка Наджья. Все они так или иначе пересекаются между собой, пытаясь спасти рушащийся мир или разрушить его окончательно.

Лоран Гунель «Почти идеальный мир»

  • Пер. с франц. О. Егоровой
  • М.: Азбука, 2025

Автор рисует нам относительно недалекое и довольно предсказуемое будущее, в котором медицине удалось победить самые тяжелые болезни и можно не работать, получая базовый доход, так как большинство функций выполняет искусственный интеллект. Люди по большей части сидят дома, играя в видеоигры и заказывая товары в интернет-магазинах. Персонализированные мобильные приложения диктуют, что им есть и во что одеваться. Вживленные под кожу регуляторы помогают гасить негативные эмоции. Если вам нужен секс, вы можете отправиться в «НОМЕРА», где тот же ИИ подберет для вас на ночь девушку по заранее заданным параметрам. Вам незачем напрягаться, все решения за вас будут принимать алгоритмы.

Но не всех устраивает жизнь в «электронном концлагере». Эти несогласные переселяются на так называемый Остров Изгоев, куда Правильные (так называют принявших правила игры) предпочитают лишний раз не соваться.

Программист Давид Лизнер работает на спецслужбу, деятельность которой связана с проблемами государственной безопасности. Правительство озабочено появлением квантового компьютера, обладатель которого «…моментально завладеет всеми банковскими счетами, всеми промышленными секретами и военными тайнами, обрушит системы всех больниц, всех общественных служб, всех страховых компаний…» Между тем Давиду приходится отправиться на Остров Изгоев, чтобы сообщить некоей Эве Монтойя о кончине ее дяди, известного социолога по имени Робер Соло. Выясняется, что Соло работал над исследованиями, способными полностью перевернуть существующие представления о человеческой цивилизации. Но получить к ним доступ не так-то просто, тем более что ассистентка профессора Эмили лежит в коме после аварии…

На первый взгляд произведение выглядит детективом, действие которого разворачивается на фоне супертехнологий. Похоже, что Соло убили, дабы человечество не смогло получить доступ к его открытиям. Да и то, что произошло с Эмили, явно не случайно…

Нет, это вовсе не банальное преступление. Да и не преступление даже в общепринятом смысле этого слова. По сути дела, роман рассказывает о том, что произойдет, если человечество ради собственного комфорта переложит ответственность за свою жизнь на ИИ.

«...Стремление пробовать, чтобы развиваться, изначально заложено в природе человека. Именно поэтому он так нуждается в свободе. Если он довольствуется тем, что просто применяет правила или следует рекомендациям, стараясь не впасть в ошибку, то из человека он превращается в машину».

Автор, возможно, чересчур подробно разбирает в книге отрицательные последствия привычки получать информацию исключительно из Интернета или пользования социальными сетями. Но ему удается сформулировать главную проблему будущего, каким он его видит. Конечно, полностью отказаться от прогресса нельзя. Но нужно искать некую точку равновесия, позволяющую человеку остаться человеком.

Александра Маринина «Посох двуликого Януса»

  • М.: Эксмо, 2025

Маринина в своем новом романе, как всегда, поднимает глубокие психологические и философские вопросы. Но на этот раз они связаны, как ни странно, с теми же достижениями прогресса, к которым писательница ранее вроде бы была довольно равнодушна. Более того – действие здесь частично тоже разворачивается в будущем.

Итак, на дворе 2090 год. Благодаря технологии «Тоннель» люди получили возможность путешествовать в прошлое. Однако такие «поездки» очень дороги, и, как правило, билеты в прошлое покупают те, кому очень нужно получить информацию о каких-то давних событиях. Один из них – Егор, сын Федора Стражалковского, написавшего когда-то книгу «Забытые тайны», в которой якобы раскрываются загадки преступлений, совершенных много лет назад. Книга стала такой популярной, что семья автора и после его кончины продолжала припеваючи жить на гонорары от переизданий. Но в последнее время все изменилось. Чтобы спасти репутацию отца, Егор Стражалковский решает заняться подтверждением описанных в книге фактов. Для этого он нанимает опытного «путешественника во времени» Евгения Бочарова. Тому за деньги заказчика предстоит отправиться в 2024 год.

…Блогерша Анисия Золотарева была жестоко убита в лесопарке возле дома. Почти сразу же после этого был найден повешенным в своей квартире ее сосед, бывший сотрудник правоохранительных органов Юрий Пашутин, помогавший ей с проектом «Антимошенник». Следствие выдвинуло версию, что Пашутин убил девушку, а затем покончил с собой.

А так ли все было? В этом и должен разобраться Бочаров. Однако надо еще получить разрешение на отправку в прошлое, а его никак не дают. Похоже, есть люди, которые вовсе не хотят, чтобы истина вышла наружу…

Между тем Бочаров продолжает готовиться к путешествию. Его тренирует в специальном центре инструктор Наяна. Они сближаются… Параллель «Анисия – Пашутин» – «Наяна – Бочаров» заметна невооруженным глазом, уж слишком много сходства у этих двух пар. Только судьба второй пары, из будущего, складывается не так драматично.

Надо сказать, что у Марининой признаки будущего выглядят довольно условными, и 2090 год не сильно отличается от 2024-го, разве что вместо привычных нам автомобилей там ездят беспилотники, а вместо мобильников у всех очки, позволяющие выходить в виртуал. Ну, еще люди не ходят в магазины, а еду по заданным программам готовят кухонные комбайны. И даже никаких имплантов в теле или мозгу…

Наяна вынуждена скрывать от коллег и знакомых, что она «ретро». Девушка не любит гаджеты, делает покупки в реальных магазинах и обожает готовить самостоятельно. А еще она любит копаться в прошлом, смотреть старые фильмы и читать старые книги, что, видимо, и повлияло на выбор профессии.

Казалось бы, что тут такого? Но, как и в случае с Изгоями у Гунеля, в «ретро» видят опасность для общества. Ведь таких индивидуумов, не вписывающихся в общие стандарты, сложно контролировать, не все их действия «видны» системе.

Двуликим Янусом называет Тоннель один из персонажей книги. Однако, согласно мифологии, это древнеримское божество – еще и «сторож, не пускающий незваных гостей». Два его лика символизируют собой прошлое и настоящее, правду и ложь… Не всегда, может быть, стоит ворошить прошлое, ведь посох Януса беспощаден. Но объективную правду мы в любом случае узнаем…