Текст: Ирина Шлионская
28 августа в Пушкинском музее открывается выставка «Курс на Север». Образ Крайнего Севера представлен через гравюры, картины, документальные зарисовки русских художников и путешественников.
Впрочем, эта тема достаточно многообразно представлена и в литературе. На бумаге северные широты простираются от документальной публицистики до самого настоящего триллера в духе Стивена Кинга…
Павел Филин, Маргарита Емелина, Михаил Савинов. «Арктика за гранью фантастики. Будущее Севера глазами советских инженеров, изобретателей и писателей»
М.: Paulsen, 2024

Этот сборник документальных очерков составлен сотрудниками Арктического музейно-выставочного центра из Санкт-Петербурга. Книга посвящена проектам преобразования Арктики, подчинению сурового северного края человеческой цивилизации.
Освоение Арктики в Советском Союзе началось в конце 20-х годов прошлого века. Вся страна следила за экспедициями челюскинцев и папанинцев, полетами Чкалова и Громова через Северный полюс. Но смелым планам превращения арктических территорий в «цветущие сады» препятствовали суровый климат, труднопроходимые пространства тундры, лед полярных морей. Поэтому возникли такие проекты, как строительство дамбы через Берингов пролив, отбуксировки из Арктики льда, перенаправления устья реки Обь. Всё для того, чтобы сделать северный климат более мягким.
Упомянуты в книге и самые известные произведения писателей-фантастов об освоении Арктики. Например, роман Александра Беляева «Под небом Арктики» (1937), «Арктический мост» Александра Казанцева (1943), «Изгнание владыки» Григория Адамова (1946).
Получение энергии из холода, летающие ветряные станции, ледовые магистрали – увы, мало что из этих дерзких замыслов удалось претворить в жизнь. Однако над некоторыми проектами работы продолжаются. Известно много случаев, когда фантастические идеи становились реальностью – пусть даже через столетия.
Юрий Рытхэу. «Скитания Анны Одинцовой»
СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2003

1947 год. Ленинградская аспирантка Анна Одинцова приезжает на Чукотку для проведения этнографических исследований. В основу романа легла история исследователя-этнографа Варвары Кузнецовой, которая более трех лет провела в кочующем стойбище на просторах тундры. Правда, кроме самого факта трёхлетнего «погружения», у героини Рытхэу мало общего с прототипом.
Уже одна только завязка повествования буквально шокирует: чтобы провести свои научные исследования, Анна выходит замуж за молодого чукчу Таната и переселяется в ярангу стойбища оленеводов. Она даже смиряется с тем, что муж берет себе вторую жену…
Молодая женщина регулярно ведет дневник, в котором описывает местный быт и происходящие события. И постепенно так врастает в новую реальность, что не мыслит для себя никакой иной жизни, кроме той, когда сразу за пологом простираются девственные снега. Обстоятельства вынуждают героиню взять ответственность за чужую судьбу и не раз изменить собственную. Но у Анны не получается стать частью кочевого рода.
Но эта история – вовсе не о любви и жертвенности, как можно было бы подумать. Она, как всё творчество Юрия Рытхэу в целом, о трагедии взаимопроникновения культур. О выборе между естественным и неестественным. Да, приход в северные края советской власти дал местному населению блага цивилизации, дети стали учиться в школах, читать книги… А что взамен? Коллективизация, разрушение семей…
Произведение так и не дает ответа на вопрос: что лучше – наша цивилизация с множеством искусственно привнесенных вещей, или то «настоящее», что сохранялось веками? Стоит ли принимать чужую традицию в свой обычай? И нужно ли защищать «настоящее» от внешнего мира? Читателю предлагается решить самому.
Анастасия Гор. «2:36 по Аляске»
М.: Эксмо, 2025

Тренд на клонирование западных реалий пока в тренде отечественного триллера. Легко поверить, что автор, подписывающаяся Анастасия Гор – родом из США. Если не знать, что она автор российский.
Сама книга вызывает четкие ассоциации с некоторыми романами Стивена Кинга («Жребий Салема», «Противостояние», «Томминокеры»), а также «Голодными играми» Сьюзен Коллинз и, наконец, незабываемыми «50 оттенками серого» Эрики Джеймс (есть похожие эпизоды, имена главных героев-мужчин).
Итак: однажды августовским утром 19-летняя Джейми Рейс просыпается в комнате студенческого кампуса в городе Фэрбенкс на Аляске и обнаруживает, что ее соседки по комнате мертвы. И вокруг на много миль нет ни одного живого человека. Однако все не так, как представляет себе девушка. Мертвецы просто спят. Но иногда они просыпаются и превращаются в «банши», которые нападают на живых людей (Джейми не единственная выжившая).
Сюжет смотрится вполне естественно на фоне суровых лесов Аляски. Но перед нами не банальный триллер про зомби: на Земле начался процесс ускоренной эволюции человечества. Вот только переживут его далеко не все.
В перипетиях романа не всегда просто разобраться. В нем масса персонажей. Умершие то и дело воскресают, а воскресшие оказываются покойниками. Сон и иллюзии трудно отличить от яви. Вчерашний друг может сегодня стать врагом и попытаться тебя убить… Порой возникает мысль, не находится ли героиня в сумасшедшем доме. Или, может, в компьютерной игре?
Если бы не излишний динамизм повествования, порой мешающий следить за поворотами сюжета, книга вполне оправдала бы авторские претензии на статус философского триллера (если принять, что такой жанр вообще существует). И мы бы точно задумались о естественном отборе, который разделит человечество на категории «нужных» и «ненужных» и решит проблему перенаселения. Но, к счастью, это происходит только в фантазиях писательницы. Стоит ли добавлять: «Во всяком случае, пока»?!