САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Для чего библиотеке патефон?

Министр культуры Свердловской области Павел Креков намеревается использовать возможности Года литературы «на всю катушку»

Текст: Ксения Дубичева/РГ

Фото: Татьяна Андреева/РГ

На Среднем Урале к Году литературы подготовились серьезно. В утвержденном областным правительством плане - всероссийские и международные фестивали, молодежные акции и флешмобы, издательские проекты, поддержка писателей. Об этом и многом другом "РГ" рассказал министр культуры Свердловской области Павел Креков.

Павел Креков: В Год литературы реализуются посылы, заложенные в идеологию Года культуры. По большому счету, это сигнал о том, что культура в первую очередь понятие идеологическое. В пику тем, кто считает культуру сферой услуг. Год культуры позволил поставить многое на место. И эту работу мы продолжим в Год литературы.

Наиболее впечатляющим событием этих 12 месяцев должен стать литературный фестиваль?

Креков: Надеемся, масштабный форум "Толстяки" на Урале", съезд "толстых" журналов, станет абсолютно массовым мероприятием, а не собранием пусть даже очень известных людей за одним столом. Для нас это возможность позиционировать Екатеринбург и Свердловскую область как один из литературных центров России, показать потенциал, позволивший нам, между прочим, сохранить свой "толстый" литературный журнал.

Наверное, не только себя показать, но и на других посмотреть?

Павел Креков: Конечно, интересно, что привезут главные редакторы "толстых" журналов, но для нас главное - дать возможность читателям встретиться с писателями. Фестиваль пройдет в июне не только в Екатеринбурге, но и в городах области. К форуму приурочены театральные и кинопоказы. Бюджет - минимум четыре миллиона рублей. Кроме того, будут выделены дополнительные средства на издание детского альманаха и сборников молодых уральских авторов.

Запланированы ли менее "парадные" мероприятия?

Креков: Мы внесли серьезные коррективы в систему грантовой поддержки, выделили дополнительные гранты библиотекам. В прошлом году муниципальные учреждения получили около пяти миллионов рублей из областного бюджета, в том числе целевые средства на информатизацию.

Удалось ликвидировать разрыв между городом и деревней в этой части?

Креков: Полностью, к сожалению, нет. По ряду объективных и субъективных причин. Объективные связаны с техническими возможностями линий связи. Субъективные - с достаточной консервативностью библиотечной среды. Библиотеки перестраиваются, но медленнее, чем хотелось бы.

Мы надеемся, что ускорить процесс помогут курсы повышения квалификации: областная библиотека имени Белинского получила лицензию на оказание услуги дополнительного образования. Через некоторое время такие же курсы будет вести областная детско-юношеская библиотека - с выдачей соответствующих документов.

Я правильно понимаю, что в подавляющем большинстве библиотек информационной "революции" еще не заметили?

Креков: Примерно так. Цель существования библиотек, безусловно, никто не отменяет, но технические способы ее достижения постоянно совершенствуются. По сути, пополнение книжных фондов сменяется возможностью выхода в информационное пространство. Так что, когда директора библиотек сокрушаются, мол, в этом году мы купили книг в два раза меньше, чем в прошлом, это значит, что они не очень-то понимают, о чем говорят. Сейчас им надо задуматься над тем, насколько быстро библиотекарь способен выйти в информполе и через систему электронных каталогов оказаться там, где нужно.

На Год литературы у вас есть "виртуальные" планы?

Креков: В виртуальном пространстве сегодня надо работать очень и очень серьезно. Жизнь показывает, что молодежная аудитория живо откликается на такие акции. Сейчас областная детско-юношеская библиотека разрабатывает модель акций, которые мы будем проводить в соцсетях. Речь идет о флешмобах по принципу "сделал сам - передай другому", вроде всеобщего обливания водой, только с книжками: прочитал сам - вызови товарища, чтобы и он почитал.

Естественно, соцсетями мы себя не ограничиваем. Сегодня в Свердловской области больше десятка учреждений культуры имеют возможность онлайн-выхода и прямых просмотров. Наиболее развита эта система в филармонии, создавшей 26 виртуальных филармонических залов. И мы бы хотели расширить их функции, благо технические возможности позволяют, качество звука и "картинки" на высоте. В Сети мы будем проводить филармонические уроки, популяризируя музыку, а также уроки литературы.

Недавно заходил в такой филармонический зал в Качканаре: говорят, там вечерами не знают, куда людей посадить - аншлаг.

Эта система востребована, и сейчас нам важно использовать, если хотите, административный ресурс - привести в залы глав муниципалитетов. Неплохо, если в небольшом городке или деревне мэр станет постоянным посетителем виртуальной филармонии или библиотеки.

Понятно, что за один год библиотеки не изменить. Что их, по-вашему, ожидает в перспективе?

Креков: Книжные носители останутся, я в этом не сомневаюсь. Но их наличие перестанет быть определяющим условием деятельности библиотек, на первый план выходит возможность пользоваться библиотекой как информационным центром.

Кроме того, в небольшом поселке, где библиотека - единственное учреждение культуры, она не может быть только библиотекой. Она должна быть, извините за банальность, центром культуры.

Скажем, в этом году мы рассчитываем провести "Библионочь" во всех библиотеках (в прошлом в ней участвовало восемь). Не для того чтобы люди не спали, а чтобы они пришли в библиотеку во второй раз. Чтобы там собирались те, кого называют творческой интеллигенцией: музыканты, артисты, поэты.

Сейчас в провинциальных библиотеках большие проблемы с посещаемостью?

Креков: Если не говорить о головных учреждениях, то проблем много. Но они решаемы. Надо, например, активно пользоваться тем, что школьники стали снова писать экзаменационные сочинения. И молодежь уже приходит в библиотеку, чтобы подготовиться, а не только для выполнения текущих заданий. Один учитель даже пошутил: сочинения специально ввели в Год литературы.

Возможно ли, на ваш взгляд, вернуть России звание самой читающей страны?

Креков: Для этого нужна общественная мобилизация. Прежде всего необходимо вернуть традиции семейного чтения. Многое упущено в системе общего образования, мы должны приучать к чтению учителей и тех, кто работает в библиотеках. Чтобы педагог понял: чтение - не просто времяпрепровождение, а элемент самосовершенствования, который учитывается при аттестации. Когда такие показатели включат в аттестационную систему, дело сдвинется с мертвой точки. Важно, чтобы руководители поняли, как правильно распоряжаться премиальным фондом, какие существуют возможности для обучения персонала.

Есть и другие наработки, например классные часы. Накануне очередного всплеска ОРВИ школы получают рекомендацию провести классные часы о том, что надо делать, чтобы не заразиться. Такой вариант нам тоже следует использовать, понимая, что беседы о книге, о литературе не менее, а может, более важны, чем разговоры о том, что надо мыть руки и правильно переходить улицу. Для начала дети должны знать хотя бы сто авторов, пусть с этого все начнется.

Повторю, чтение - это вопрос национальной безопасности. В читающей стране иной способ восприятия мира, иная производительность труда, возможности для работы и многое другое. Чтение - вещь фундаментальная. И у нас, на Урале, этот фундамент есть.

Ссылка по теме:

Для чего библиотеке патефон? - оригинал статьи на сайте "Российской газеты"

Источник: Библионочь