Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
Афишу пермского «Театра-Театра» пополнила неординарная версия эпоса Гомера в постановке новосибирского режиссера Алексея Крикливого.
…Одиссей (Михаил Орлов), оказывается, не ослеплял циклопа Полифема. Неуклюжий великан поранился сам, соревнуясь с героем в ножички, на что, правда, хитроумный мореплаватель его подзудил. Сцену побега из пещеры под шкурами баранов придумали любящие преувеличить рапсоды — «чтобы было интереснее».
Голоса сирен герой хоть и слышал, но скорее прослезился над ними: оказывается, птицы с женским ликом совсем разучились петь. Оттого, что их некому было слушать: ахейцы ведь все ушли под Трою, и несчастные чудища зачахли.
Наконец, он не убивал назойливых женихов Пенелопы (Мария Полыгалова). «Зачем? — восклицает он. — Греков и так мало осталось...» Вернувшийся домой правитель, которого прославили гением военной тактики, оказался самым обычным человеком, очень уставшим от постоянных подвигов, которые и совершал-то поневоле, потому что все не уймутся боги, коварно отворачивая нос галеры от курса на Итаку. Да чтобы сберечь отряд, что все равно не удалось: кому безвозвратно отшибло память в краю лотофагов, кого в море штормом разметало… Неслучайно и подобрали на эту роль не рослого детину или комика, а актера заурядной внешности. Такой назовется «Никто», — ежели одет неказисто, то почтешь за бомжа, и переспрашивать лень.
Иные образы тоже решены непривычно. Прекрасная Елена (Анна Сырчикова), например, из-за которой сложило головы столько народу, предстает капризной истеричкой. Может, устала постоянно соблюдать царственный вид, и Телемах (Семен Фарина) застал ее в момент, когда она решила расслабиться. Про мужа ее Менелая (Сергей Семериков) не скажешь, что это царь: благодушный обыватель с животиком, жена которого, может, и погуливает, зато популярность у них - от Геркулесовых столпов до Колхиды.
Словом, пермская постановка — это проникновение внутрь пиар-конструкции (по-старому сказать, легенды) о подвигах царя Итаки с одновременным ее разоблачением. Что подчеркивают современные детали костюмов действующих лиц. Приближая к нам мир, где по небу ездит в колеснице Гелиос, а в болтовне рабынь у ручья можно различить намек на будущее, авторы проводят зрителя сквозь культурные пласты. Автор инсценировки — пермский драматург Ксения Гашева — искусно вплела в текст Василия Жуковского, так и непревзойденного русского интерпретатора античного поэта, стихи Иосифа Бродского, Осипа Мандельштама, даже подзабытого Владимира Луговского и многих других. Неподготовленное или подзабывшее ухо воспринимает все как единый текст, сложенный без стилистических «швов». Для начитанных зрителей, когда они поймут, в чем дело, спектакль станет вдвойне увлекательным приключением, где исход, в общем, известен: Одиссей вернулся на царство и вернул себе семью. Зато улавливание аллюзий, угадывание цитат сделают эту постановку настоящим квестом для книгочеев.
— В целом получилось сочинение на темы Гомера, — шутит режиссер Алексей Крикливый. — Такое, каким мы сегодня видим это произведение.
Пару гекзаметров первоисточника, кстати, актеры читают и по-гречески.
Пермской публике постановщик известен благодаря спектаклю «Толстая тетрадь» новосибирского театра «Глобус» по повести Агот Кристоф, показанному на новом фестивале детского театра «Арт-Каникулы» в 2014 году.
Вместе с Ксенией Гашевой он ставит зрителя перед тем же вопросом, которым всю дорогу из Трои терзается главный герой, непраздным в наше тревожное время. Ну допустим, первотолчком к войне послужило неподеленное яблоко, повлекшее супружескую измену. Результатом стал разрушенный город. Но что было смыслом той войны?! За что же подлинно воевали греки с троянцами, говорившие на одном языке?!
Одиссей пермской версии так и не нашел ответа. Не успел он отгулять на пиру вместе с верной женой и сыном, как его уже ждал… снаряженный рюкзак. Как залог нового странствия.