САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Скелет с заднего двора

Пермский «мистический» театр воплотил пьесу Сэма Шепарда, которую никто не рисковал ставить

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

Театр «У моста», зарекомендовавший себя как первооткрыватель творчества Мартина МакДонаха на русском языке, в текущем сезоне совершил другое открытие: первым на отечественной сцене явил «Утраченное дитя», спектакль по наиболее отмеченной, - снискавшей «Пулитцера», - пьесе американского актера и драматурга Сэма Шепарда, до сей поры известного у нас в одной ипостаси.

сгоняйте мне кто-нибудь за бутылкой

Когда зажигаются огни рампы, публика, клюнувшая на новое имя в афише, думает, что на самом деле пришла на этакого «восьмого МакДонаха» (репертуар пермского театра располагает спектаклями по всем семи опубликованным пьесам ирландского «Тарантино от театра», и скоро действительно будет восьмая. - Прим. ред.). К тому же, сразу несколько специалистов, впечатленные воплощением МакДонаха в театре «У моста», посоветовали его руководителю поставить и Шепарда.

Драматический триллер американца с творчеством МакДонаха роднит и действие в Богом забытой глуши, и мрачная атмосфера, и отсутствие положительных героев.

Режиссер-постановщик спектакля Сергей Федотов, художественный руководитель коллектива, вообще составил сценографию и действующих лиц изобразил сплошь из штампов. То ли шестидесятые, то ли семидесятые годы, американское захолустье, где дни текут похожие один на другой. Большой ветшающий дом, телевизор, включенный круглые сутки, - на экране только серая рябь помех, - бутылка виски в «заначке» под диваном. Старший в семействе Додж - старая развалина, ворчливый алкоголик, хоть пить ему нельзя. Его жена Хейли - молодящаяся старуха, тоже прикладывающаяся к бутылке, за отсутствием толку от Доджа не прочь «заклеить» местного пастора. Их старший сын Тилден - противоположность «американской мечты», неудачник, полностью ушедший в себя. И младший, а на самом деле средний, Бредли, строящий из себя крутого, а на самом деле у него нет ноги и без протеза он беспомощен. Отношения друг к другу, прямо сказать, подлые: остричь деда наголо, пока спит, завалить его же початками кукурузы, когда бодрствует, - так себе любовь и забота.

как всё это случилось

И вот в эту дыру без предупреждения нагрянул оторвавшийся от дома сын Тилдена, Винс с разбитной подружкой, надеясь расслабиться на свежем воздухе. Только… отец и дед его не только не узнают, а скользят по нему пустыми глазами, как по мебели.

Так или иначе, сгоняв деду за бутылкой и тем растопив лед недоверия амебообразных хозяев, именно настырная бестактная молодежь взбаламутит застоявшееся болото здешнего существования, полезет с неуместными вопросами и таки «пробьет» тут всех на откровенность. Выяснится, и почему Додж всех предостерегает ходить на задний двор, и какое отношение к сложившемуся унылому порядку имеет… неведомый третий ребенок Хейли, сгинувший без вести еще младенцем. Немудрено, что скелеты посыпались из всех шкафов, казалось, давно заколоченных, и среди них был извлечен один реальный. Тилден, отсутствовавший на сцене почти все второе отделение, не выходя из своей прострации, поставит точку в истории, тянувшейся долгие годы.

Но какова будет эта точка, чем именно все закончится, смотрящему первый раз угадать невозможно.

в ход пошли протезы

— Пожалуй, это самая загадочная пьеса во всей американской драматургии, - считает Сергей Федотов. - Сколько она существует, столько о ней спорят. На русский она переведена довольно давно, но до сих пор никто не отваживался ее поставить... Как режиссеру, мне в первую очередь интересны сильные человеческие чувства, герои с парадоксальными характерами, пребывающие на грани сумасшествия, - что у нас умеют играть, - и важно, что в ней есть магия тайны и катарсис... Весома и тема рока, что тяготеет над этой семьей и в итоге разрушил ее.

В России семидесятидвухлетний Сэм Шепард больше известен как голливудский актер. К его немалому театральному творчеству, - у него более сорока пьес, - у нас обращаются редко. В 1997 году в Саратовском академическом театре драмы им. И. А. Слонова поставили «Безумство любви», в 2006 году в Московском драматическом театре им. Н. В. Гоголя - "Однажды в Калифорнии" (или «Настоящий Запад»). В 2010-м Саратовский же ТЮЗ им. Ю. П. Киселева представил публике «Проклятье голодающего класса», а московский «Новый драматический театр» - «Века луны», что состоит в его репертуаре и сегодня.

А вот «Утраченное дитя» (название вернее перевести как «Погребенный ребенок», Buried Child) пермяки воплотили первыми. А это, пожалуй, самая признанная пьеса Шепарда, учитывая, что за нее автор в 1979 году получил престижную литературную награду - Пулитцеровскую премию «За лучшую драму».

явление скелетов с заднего двора

Ссылки по теме:

Сценаристы, писатели, «Оскары» — 25.02.2016

Гоголь, Достоевский, братья Коэны — 09.03.2016