Текст: Ольга Барабаш
Фото: litcult.ru
От школьников потребуют читать «Войну и мир» и «Тихий Дон» полностью. Большинство педагогов выступают против краткого изучения, предложенного для повышения интереса к чтению.
Свое мнение педагоги высказали в ходе обсуждения Примерной программы по литературе для 10-11 классов на сайте Общественной экспертизы образовательных документов. Один из самых спорных вопросов - возможность обзорного изучения крупных произведений.
Обзорное изучение предполагает чтение только отдельных фрагментов.
Остальное время посвящается общей характеристике произведения – лекциям учителя, исследовательским работам самих учеников, а также обсуждению спектаклей и экранизаций.
— Риски связаны с тем, что экзамен по литературе может предъявить выпускнику то произведение, с которым он не работал настолько серьёзно, как это необходимо, — считает педагог Вида Шукюрова из Троицка.
Толстого и Шолохова стоит читать хотя бы из чисто прагматических соображений, ведь это, по мнению учителей, — «сокровищница примеров для успешной сдачи экзаменов». Выпускников обязали писать итоговое сочинение, а число одиннадцатиклассников, решивших сдавать ЕГЭ по литературе — выросло. В этом году их в полтора раза больше, чем в прошлом.
Еще один аргумент - считается, что надо принуждать читать классику в школе, потому что во взрослой жизни мало кто это делает.
Но тогда возникает вопрос, чему и кого воспитывают учителя на уроках литературы.
В связи с этим особенно интересен опыт тех, кто состоялся как читатель. Большинство восторженных рецензий на классические произведения на сайте "Лайвлиб" написано теми, кто не осилил классику в школе. Но это не помешало вернуться к ней со временем.
— Будучи школьником, я мало читал, да и уж тем более не "Войну и Мир". Школьные насмешки над произведением, мол, четыре тома, да зачем столько писать, делали свое дело. Но они оказались на деле полной ерундой, — написал лайвлибовец Константин Карпов.
В интернет-сообщество "Лайвлиб" входят увлеченные читатели. Они не только находят время читать, но и пишут рецензии, участвуют в читательских конкурсах. Чтение для них хобби, которое уживается с работой и учебой. В числе прочитанных и оцененных по достоинству лайвлибовцами есть еще более сложные для восприятия "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина.
Опыт лайвлибовцев подтверждает мнение тех педагогов, которые поддерживают обзорное изучение крупных произведений.
Словесники считают, что это повысит интерес к чтению, привьет любовь к классике. Более внимательное изучение вызывающих сопереживание отрывков побудит молодых людей и по окончании школы искать решения проблем на страницах книг.
Но преградой на этом пути встает принятая система оценки знаний. Однако, пока еще остается время на ее изменение. Ведь обсуждаемая
Примерная программа по литературе будет реализована только после 2020 года.
— До этого момента можно еще найти оптимальный вариант для организации литературного образования и его соотнесения с планируемыми результатами, разработать контрольно-измерительные материалы, позволяющие замерить успешность достижения результатов и обновить подходы ЕГЭ, — обнадеживает Михаил Павловец, доцент, заместитель руководителя Школы филологии НИУ ВШЭ, один из разработчиков Примерной программы по литературе.