Текст: Дмитрий Шеваров
Коллаж: ГодЛитературы.РФ, фото — Национальный союз суфражистских организаций (NUWSS), 1916г.
НОВЫЙ ГОД НА КРАЮ ПРОПАСТИ
7 ЯНВАРЯ (25 ДЕКАБРЯ). ДО НОВОГО 1917 ГОДА — ШЕСТЬ ДНЕЙ.
Ольга Николаевна Романова. 21 год.
Из дневника.
7 января (25 декабря), Рождество Христово
В 10.45 с Папой к Обедне. Мама и Алексей позже. Ели семейно. Чудное яркое солнце, небо — 7 мороза. В 2 ч. все поехали в манеж на Конвойную ёлку....
В 3 ч. кончилось. Пошла с Папой погулять на 1/2 часа. После Он и Мама принимали Калинина. В 6 ч. мы вдвоем с Мамой к себе в лазарет на ёлку, устроенную в гостиной. Все, кроме Соколова, были в сборе. Мама раздавала всем подарки. Постояли у Биби с Гординским и Митей у крошечной занесенной ёлки, которую он ей в прошлом году подарил. В 7 ч. 10 м. уехали. Мама пошла принимать князя Голицына. После обеда поиграла по заказу Папы Божественные вещи и пошли все к Ане, где была вся семья отца Григория: Парасковья Феодоровна, Митя, Матреша и Варя. Они уезжают во вторник в Покровское. Пошли к Алексею и Жене. Ничего особенного не делали. В 11 ч. спать. Мама все неважно себя чувствует, но молодцом. Спаси Её Боже.
Александр Бенуа, 46 лет.
Из дневника.
7 января (25 декабря)
Больше всего слышишь гадкого вздора от засевших в тылу «амбюскировавшихся» вояк. Они в целом и создают ту атмосферу безумия, которая фатально должна привести к общей гибели (их же, дураков, в первую голову).