Текст: Александр Нечаев/РГ
Кадр из фильма «Не отпускай меня» (Never Let Me Go)/kinokadr.ru
Два самых популярных романа Кадзуо Исигуро — «Остаток дня» и «Не отпускай меня». Неудивительно, что оба они были не без успеха экранизированы. И для тех, кто еще не знаком с прозой нового нобелевского лауреата, просмотр этих картин — хорошая возможность оценить тематическую широту, свойственную британскому писателю японского происхождения.
«Остаток дня» - первая попытка Исигуро написать чисто «британский» роман. Действие здесь разворачивается в 1930-е годы в богатом поместье Дарлиннгтон-Холл, а речь идет о чувствах и чувствительности — в генетическом коде «Остатка дня» четко проявляются следы и Джейн Остин, и Ивлина Во. Главный герой романа — дворецкий Джеймс Стивенс, искренне преданный своему фашиствующему хозяину и влюбленный в экономку мисс Кентон. Однако есть в этой по-британски холодноватой прозе и явные японские черты — приверженность Стивенса своему боссу, которая влечет за собой полный запрет на частную жизнь, взята не столько из правил поведения английских батлеров, сколько из самурайского кодекса.
Впрочем, режиссер Джеймс Айвори, американец, обожающий экранизировать английскую прозу, этот момент проигнорировал, сделав во всех остальных аспектах добротную костюмную англофильскую драму с народными артистами Великобритании Энтони Хопкинсом и Эммой Томпсон в главных ролях. В 1994 году «Остаток дня» был номинирован на восемь премий «Оскар», но не получил в итоге ни одной статуэтки. Что, тем не менее, не мешает ему оставаться одной из самых почтенных экранизаций 90-х. Кстати, сотрудничество Айвори и Исигуро не закончилось на «Остатке дня». В 2005 году вышел фильм Айвори «Белая графиня», сценарий к которому написал Исигуро.
Фильм «Не отпускай меня» вышел в 2011 году. Режиссер Марк Романек очень подробно и почти дословно экранизировал антиутопию Исигуро. В ней в Англии в недалеком будущем в специальных учебных заведениях выращивают клонов, которые сразу после достижения совершеннолетия идут на органы. Главные роли здесь играют Кира Найтли, Кэри Маллиган и Эндрю Гарфилд. Однако несмотря на звездный кастинг и большие амбиции, фильм не стал коммерческим хитом и был проигнорирован «Оскаром». Впрочем, у этой картины и по сей день хватает поклонников. По крайней мере в одном достоинстве фильму не откажешь: традиционный мотив творчества Исигуро — эмоциональную инвалидность героев — он передает с максимально возможной точностью.
Кроме того, по пьесе Исигуро «Самая грустная музыка в мире» классик канадского авторского кино Гай Мэддин в 2003-м снял один из своих самых успешных фильмов.
62-летний Исигуро по писательским меркам в расцвете сил; и, вероятно, «Нобель» спровоцирует еще не одного «Оскара». Или хотя бы номинацию.
Ссылки по теме:
Кто такой Кадзуо Исигуро? — 05.10.2017
Кадзуо Исигуро прокомментировал получение Нобелевской премии — 05.10.2017
Писатель зыбкого мира — 05.10.2017
Исигуро — это смесь Джейн Остин и Кафки — 05.10.2017
Лауреатом Нобелевской премии по литературе стал Кадзуо Исигуро — 05.10.2017
Шесть к одному. Угадайте литературного Нобеля-2017 - 2.10.2017