Текст: Клариса Пульсон
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Глинка Елизавета Петровна. «Я всегда на стороне слабого»
АСТ, Редакция Елены Шубиной, Москва, 2017 г.
Таких, как она — благополучных, успешных, отдающих себя униженным, безнадёжным, отверженным, — единицы. То, что делала Доктор Лиза, да и она сама, вызывало непонимание, даже раздражение. Ей надо было больше всех — накормить бомжа, привезти необходимое погорельцам, разместить беженцев, облегчить последние дни умирающему. И наладить систему помощи в самых трудных, безвыходных ситуациях. Жесткая, резкая, прямолинейная, упёртая Елизавета Глинка — какой она была на самом деле? Отчасти на этот вопрос ответит книга. В ней — ЖЖ доктора Лизы и её интервью. Записи в Живом Журнале она вела десять лет. Там не только про боль и отчаяние, там и про красивое платье, которое внезапно захотелось купить, про сыновей с нежностью, про чиновников и прыжки с парашюта, про непонимание и поразительное благородство. Про любовь, которая везде. «Я очень хочу, чтобы мечты тех, о ком я пишу, сбылись. Мечтаю о трех реанимационных чемоданах, чтобы послать их в три горных села Армении. О здании, в котором я могу кормить больных, чтобы не мешать никому из окружающих, потому что у меня не хватает ни сил, ни места для всех, кто приходит. О том, чтобы меня не жалели, не хвалили и не проклинали, потому что мне это мешает. И о том, чтобы все друг друга любили. Не буду объяснять почему».
Элла Берту, Сьюзен Элдеркин. «Книга как лекарство для детей»
Синдбад, Москва, 2017 г.
Продолжение прошлогоднего бестселлера «Книги как лекарство», теперь — от тех же авторов, но с дополнениями наших специалистов, в таком тонком деле без учёта отечественных традиций не обойтись. Ориентироваться просто, книга составлена по принципу медицинского руководства: вот недуг — вот совет по терапии, все в алфавитном порядке. Скука, тревога, боязнь темноты и всевозможные страхи, неуверенность, трудности с засыпанием, страх потеряться, застенчивость, разлука с другом, жестокость и грубость, зависимость от компьютерных игр и телевизора, лишний вес, зависть, обида и несправедливость, очень строгие или, что не легче, вечно занятые родители, есть главки про нелюбовь к супу и первую любовь... На каждое «больное место» найдется «помогайская история» про то, как другие дети сталкиваются с подобными проблемами и как их решают. В дополнение список книг на каждую болезненную тему. В нём, что важно, есть пометка о возрасте — книга, которая хороша для десятилетнего, никак не подойдёт шестилетке. И наоборот. Ребёнок не любит читать — для него, пока не войдет во вкус, подойдут издания, где вообще нет слов.
Джон Ле Карре. «Голубиный туннель. Истории из моей жизни»
АСТ, Corpus, 2017 г.
Профессия разведчик легко совмещается с литературной деятельностью — факт проверенный. Джон Ле Карре такой не единственный, но точно один из лучших. Работая на МИ-5, а потом на МИ-6, путешествуя за казённый счет по всему свету, он собирал не только разведданные (ну, или то, что от него хотели работодатели), но и материалы для будущих романов. В которых, что за что их особенно ценят любители жанра, кроме виртуозных интриг, психологически точных характеристик, точно передана неромантичная атмосфера шпионских будней. Разменяв восьмой десяток, Ле Карре написал о себе. Не роман, не автобиографию, а собрание историй. Все по правде — про авнтюриста-папу, про перестроечную Россию, куда приехал впервые в 1987-м, Германию 60-х, Швейцарию, где построил шале на первый большой гонорар, про звезд кино, политиков, перебежчиков. Всего 38 глав — мозаика его жизни. Писал, как признаётся в предисловии, исключительно по памяти, разведчики дневников не ведут: «Истинная правда, если только она есть, заключена не в фактах, а в нюансах».
Сьюзи Ходж. «Главное в истории искусств. Ключевые работы, темы, направления, техники»
Манн, Иванов и Фербер, 2017 г.
Жизнь коротка — искусство стоит денег, — перефразировал знаменитое выражение один современный умник. На самом деле оно, искусство, — один из ключей к пониманию мира. Более того — чувственный код, доступный каждому. А для того, чтобы код считать, расшифровать, оценить, все-таки надо, для начала, ориентироваться, чтобы не принимать на веру чужие оценки или не поддаваться модным влияниям. «Главное в истории искусства» — классический качественный нон-фикшн, особенно подходящий для первого погружения в тему. И, что важно, без примитивной «попсы». Книга отлично придумана — коротко, ясно, понятно и с картинками. Необходимые для понимания основы искусствоведения «Стили и направления», «Темы»,«Техники» дополняют основной раздел «Произведения» — полсотни ключевых творений мирового искусства. От наскального «Зала быков» из пещеры Ласка, Венеры Милосской, шедевров Возрождения до Дюшана, Магритта, Малевича, Мунка и Уорхола. Кстати, для более продвинутого читателя уже сам выбранный ряд может быть интересен.
Путешествие вокруг света с художником Чижиковым
АСТ, 2017 г.
Неистощимый Виктор Чижиков открывается читателям еще одной — для многих, возможно, неизвестной гранью таланта. Не все знают, что знаменитый папа олимпийского Мишки и сотен персонажей детских книг почти 45 лет сотрудничал с журналом «Вокруг света». Он делал зарисовки в любимую народом рубрику «Пестрый мир». Естественно, в своём неповторимом стиле — делал изящные, смешные, остроумные миниатюры про «их нравы» в самых разных странах мира. Рисунки публиковались, потом — листок к листку, ложились в мастерской на самую дальнюю полку. Как оказалось, до поры до времени. Точнее, до тех пор, пока до очередной порции сокровищ Виктора Чижикова не добрались длинные, но заботливые руки его друзей-поэтов. Они вдохновились настолько, что решили проиллюстрировать графический «Пёстрый мир» в стихотворной форме. Кто эти отважные люди? Григорий Кружков, Тим Собакин, Марина Бородицкая, Михаил Яснов, Андрей Усачев сотоварищи, которые сочинили точные, смешные, современные комментарии. Получился красивый подарочный альбом для рассматривания и чтения.