САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Антон Азаренков (Смоленск), сборник стихотворений

Премия «Лицей». Финалисты 2018 года. Поэзия

Шорт-лист Лицея_поэзия
Шорт-лист Лицея_поэзия

Две ягоды

1

  • Отрок взобрался на дерево,
  • старую заповедную вишню,
  • на сто девяносто шестой странице
  • Псалтыри Ла́ттрелла;
  • забрался и не замечает
  • садовника, караулящего внизу
  • с неизбежной дубиной,
  • и нависающих сверху
  • острым чернильным дождём
  • готических литер,
  • но, сбросив ботинки и ошалев от радости,
  • набивает щёки, пото́м – карманы
  • сладкими-сладкими ягодами…
  • И ни одной шишки.
  • Истинно говорят:
  • восходят до небес
  • и низходят до бездн,
  • душа их в злых таяше...

2

  • Между левой стеной и правой,
  • прямо над теплотрассой,
  • выросла возле Центра медицинской радиологии
  • огромная белая черешня.
  • По местной легенде, кто-то
  • бросил косточку из окна –
  • с тех пор и тянется это вредное
  • «радиоактивное» дерево
  • выше первого этажа,
  • где празднуют выздоровленье,
  • выше второго,
  • где отмывали чернобыльцев,
  • выше третьего,
  • где не останавливается обычный лифт,
  • и четвёртого,
  • самого светлого – и пустого.
  • И лет, говорят, ей столько,
  • сколько и мне: много и вечно мало.
  • В солнечную погоду
  • ослепляет разлапистая черешня
  • пациентов изнанкой своих жестяных листьев,
  • так что некоторые тут не различают –
  • то ли кружится голова,
  • то ли дует с востока незлой и обильный ветер...
  • Жизнь – это бросок костей
  • с пятого этажа,
  • и счастье тому,
  • кто её попробует.

*

  • Неслышно ковыляет человек.
  • Вокруг, колыша ветхий борщевик,
  • клубится снег. Ложатся покрова
  • на кровли, трубы, бани и хлева
  • (дрова, сараи, тряпки, конуры
  • и прочее скупое иудейство).
  • В прихожей собирается семейство.
  • Шипят говоруны.
  • Где мыкается бедная дочка́ ?
  • Чем угощать священника, дьячка
  • и певчиих? Аль выгнали Дружка
  • и Муську из гостиной? Мужичка
  • позвали, Сашку с Костырей? Скажи
  • яму́ , шоб подсобил. А свечки?
  • На кухне вчетверо по луковой дощечке
  • быстрей стучат ножи.
  • Сижу на лишней табуретке, разделив
  • сестру и мать – как дикобраз
  • какой-то – молчаливо: здесь табу
  • на разговоры. Лезет снег в избу
  • постылой панорамой, но белей
  • рассохшаяся краска крестовины
  • и на трюмо спадающие криво
  • лавины простыней.
  • Там пятна растекаются гвоздик.
  • Мы обступаем, будто борщевик.
  • Клубится ладан, сходятся лучи –
  • семь лезвий – в сердце. Мати, умягчи!
  • И полностью пропитанный покров
  • на зеркале. Стоим, не замечая:
  • спелёнатую куколку качая,
  • Кто высится, поправ.

Автограф

  • Дорогая мама!
  • Герой моей первой книжки
  • пьёт и курит.
  • И часто болеет.
  • И изменяет женщинам, как твой первый
  • благоверный
  • «козёл азаренков».
  • Герой этой книги много пьёт
  • стыда, красного и сухого;
  • зуда, живого и тёмного.
  • И не герой, конечно, а так – субъект,
  • в меру упитанный, порой лирический,
  • особенно когда выпьет.
  • Ладно, мама,
  • знаю,
  • что дед Колька умер от этого,
  • что Витька умрёт от этого,
  • что все мы стоим в этом, как в огне, в говне, в гиене…
  • Знаю. Ну а что с этим делать? От осинки
  • не родятся апельсинки.
  • Кстати,
  • Егорьевская церковь на Фурманова
  • теперь общежитие:
  • бельё на фоне общипанной панорамы…
  • Старушка выводит из ветхого закутка
  • трёх-четырёх коз
  • и кособокого Боньку
  • пастись на церковной лужайке.
  • А когда тот залезает на чей-нибудь огород,
  • раздаётся окрест: «Бонька! Ти ты соусем оборзел?
  • А ну дывай тика́й оттудава, кому скызала!
  • Получишь тут! У-у-у, козлище поганый, чёрт ты
  • лысый! Фашист проклятый, вредитель,
  • конченный…»

Сочельник

  • Ну что тебе ещё написать...
  • Бог есть,
  • раз есть дьявол,
  • умеющий растравить –
  • до психоза - простую спичку,
  • показывающий кино в засыпальной тьме,
  • подпиливший и ножку стула, небось, нарочно...
  • Устроивший в вино-водочном на углу
  • распродажу и даже – под Рождество! – ангину.
  • Потому что все ангелы ждут, а дьявол здесь.
  • Ну, не совсем настоящий
  • (настоящий, говорят, красивый),
  • а такой, обычный:
  • ворчащий, глупый.
  • Тетёшка, пушной зверёк.
  • Мелкая сошка.
  • Даже немножко жалко.
  • Накорми его своей кровью,
  • своей горячкой,
  • гречкой,
  • лучшими годами,
  • густотой волосяного покрова,
  • главой из диссертации,
  • пустотой наполовину тёплой постели,
  • нерождённой дочкой –
  • «Сонечкой,
  • со скрипочкой» –
  • а он всё пилит, пилит чужую мебель
  • и подбрасывает в костёр.
  • Вдалеке переливаются огоньки.
  • Улыбаются бумажные иконки.
  • Я стою на срыве своей Диканьки,
  • весь в пуху сухостоя, собачках, сухом репее –
  • сейчас загорюсь.
  • Мой зверёк мне терзает валенок, простофиля.
  • – Да есть, - говорю. -
  • Есть, наверно.
  • Только вот смотрит другие фильмы.

Элегия о Вознесенском кладбище

  • На потайной скамейке
  • встречались ввечеру
  • (у матушки Ирины,
  • Панкратовой в миру,
  • покинутой в могилке…
  • А я потом умру).
  • По узеньким тропинкам
  • гуляли наугад
  • до сумерек, и бёдра
  • скользили меж оград.
  • И в сумочке лежали
  • таблетки циклодол.
  • От холода дрожали,
  • и длился поцелуй…
  • Как юности детальны
  • и память, и вина!
  • И как сентиментально
  • то кладбище: больна.
  • Увидел приведенье,
  • знакомое лицо,
  • в соседнем отделеньи,
  • тоскливом ПСО.
  • «Мы всё перетерпели, –
  • шепну через года, –
  • но, сколько б ни болели,
  • мы здесь не навсегда».

*

  • и гречишный мёд с райскими яблоками – зачни
  • яхонтовый, почти любимый – и слава Богу
  • надоест одеяло сминать ночами, ногами
  • а он пригубит, он приголубит
  • что за бесплодное вычитание человека из образа
  • вычитывание человека из книг и титров
  • будто ходит по свету пустой и оборванный силуэт
  • в нимбе из букв и титл
  • хитрая каллиграмма
  • отмой от мира того, обмой
  • в ответ обнимающего обойми
  • а то сама не своя и рука на чашке
  • не своя, и слова-тройняшки от лукавого
  • даришь как волосы распуская (в скобках
  • преумножая скорбь)

*

  • Кем ты будешь?
  • Незваной гостьей
  • в тихой рай-
  • онной больнице,
  • спланированной фармацевтической горстью,
  • ножом ревнивицы?
  • Кем я буду?
  • Профессором какой-то литерадури?
  • Пылью в ад-
  • министрации? Поэтом? (Паяцем,
  • сменившим ходунки на ходули.)
  • Всё это плюс пьянство?
  • Ты же моя шептунья, всегда над левым плечом...
  • Длинная тень урочная в час отхода ко сну.
  • Самая лучшая! Дай мне любить другую —
  • прямо и горячо;
  • и Другого, сорвавшего тебя саму.
  • Дай мне смотреть на солнце – без тебя.
  • Слушать бубны, лютни, рожки, кимвалы – без тебя.
  • Разреши не различать твой запах
  • среди утреннего базара и летнего сада.
  • Ты ж моя крохотка!
  • Мой роковой комочек,
  • расцветающий в мозгу, как бахчисарайская роза.

*

  • Гравий на заброшенной «железке»
  • промерзал в лесопосадке, в перелеске.
  • Тёмное пиво в помятой жестянке
  • холодело на ходу, как таитянки
  • кровь, окажись бы она на краю
  • городка-райцентра, в панельном краю,
  • там где я стоял – и стою.
  • Смальта той далёкой «девятины»
  • вызывает у меня картины:
  • как мы шли с тобою ровно десять
  • лет назад, целуясь и кудеся.
  • (Голова мигнувшей телебашни
  • в облако ушла...) Из-под рубашки,
  • помнишь – нет, не помнишь – шоколадный
  • запах, потный, мятный... Школа рядом,
  • рядом мамин ларёк и последний упрёк,
  • а нам не впрок! Нас растили,
  • чтобы нас растлили.
  • На заброшенной «железке» может призрак
  • старого товарняка ударить в спину:
  • нужно призвук этого гудка расслышать в ветре,
  • в злой посадке, в тёмном перелеске,
  • и небольно спрыгнуть вовремя на насыпь.
  • Ты смотри, не кооператив гаражный,
  • а раёк – гогеновый и пейзажный...
  • Что-то жарят на мангале – был бы повод!
  • Девочка с оранжевым помпоном
  • бегает вокруг, как пуповина
  • времени, орёт, как скотина
  • резаная – пронзительно и ново!..
  • На́ве на́ве фе́нуа но́а но́а!