САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Павел Финогенов (Нижний Новгород), сборник стихотворений

Премия «Лицей». Финалисты 2018 года. Поэзия

Шорт-лист Лицея_поэзия
Шорт-лист Лицея_поэзия

«…без языка без языка

на что ему тогда свобода…»

Алексей Колчев

 

* * *

Думал, что в собственном зале в палаццо

будет людно и довольно тесно

никогда не отказывался от жирного мяса

старался забыть ранние тексты

тридцать лет только и делал что старался

забыть ранние тексты

о как

напрасно

* * *

рыба лишается голоса

откуда ей знать, что он был

только фильтрует студёную воду

пастью похожей на сложный

прибор для забора почвы

где корни древа вбирают студёную воду

с голосом рыбьим вбирают

в сок превращая и в яд

что в листьях, которые сушат

толкут в порошок и однажды

зальют кипятком и к дрожащим губам поднесут

дрожащим от голоса

переизбытка его

* * *

космос как предчувствие

припять как память

исцелённая

как бы смертельная рана

пример для зазывалы

скафандром побряцать

являя собой

остаточное свечение

некогда выключенного экрана

* * *

когда вырасту

полечу в космос

хотя знаю

этого

никогда не случится

* * *

пошли зимой на карася

а вытаскивали из проруби

человеков

русский улов

это чисто

русский улов

надо бы вернуть хозяевам

только где ж они

гаснут огоньки на том берегу

да и наш уже

сам след простыл

* * *

обещанный конец истории

саморастущий снежный ком

ещё вчера о смыслах спорили

сегодня – чувствуешь по ком

шипит протяжно кока-колокол

войнушку празднуют косцы

ещё не в спасской башне – около

на спинах носят цифру (-ы)

как помнишь эти игры в классики

ограда/ улица/ асфальт

и пальцы наши пахнут пластиком

и ничего уже не жаль

* * *

они летят на свет, а попадают

в невидимую паутину

между лесом и светом там замирают

чуть подрыгав лапами и головогрудью

ах если б можно было так

навести их оптику чтобы

видели паутину

ах если б можно было представить

что родина существует

* * *

насекомое танцует над виском роденовского мыслителя

ум как будда спокоен, но как век бронзовый

насекомое летит и бьётся о невидимую преграду

за ней утопает в платанах смотровая площадка

для глаза что поворачивается собственно на окно

фиксирует на витраже пятнышко эмали в форме

рыбы ускользающей из ладоней в мутной воде

словно глиняные таблички ещё живущих

* * *

солнце отбывает за границу смысла

счастье за копейку встало на ребро

ни орёл, ни решка в воздухе повисло

между сном и дверью это... как его?

не пылит дорога перед бурей странно

что язык не вяжет ядерный грибок

высветил глубины плоского экрана

эсхатологический восторг

* * *

ах если б ты существовал, но ты господь

лишь риторический приём – сказал Данила

Давыдов, впрочем, так сказали до

и после будут отчего ещё

невыносимей такой факт

:

стучишь в облезлую дверь в чистом поле

за которым такое же чистое поле

и тебе открывают

* * *

как же это было у Пригова...

нужно быстро крутить педали

иначе свалишься в овраг

но это было в комментарии

к [тому] что явлено и-так

я буду долго гнать велосипед

* * *

правила написания тоже изменчивы словно

мы воруем воздух у листьев травы

выдыхаем узоры в морозных тонах

что всегда есть вчера

мы ели сладкие весенние баккуроты

но скажи при чём здесь смерть

мы роем могилы в воздушном пространстве

лопатками из которых

должны расти крылья

но мы-то знаем не бывает

шестиконечных позвоночных

и только дорисовываем крылья будто

продолжение спины

зарабатывая радикулит работая с глиной

любым другим подспудным материалом

угадывая свойства по входящим данным

давлений/ температур/ постоянной

ускорения письма

по листьям травы совершая

незадачливый палимпсест

* * *

плохой человек написал хорошо

хороший человек написал плохо

гений и злодейство побратимы

а добросердечность – не гарант

только разве значит

значит ли всё это

что приличный человек не может

написать прекрасно или скажем

откровенный мерзавец создать

нечто ну прямо фу?

конечно нет! – скажете вы

и вот вы – тоже скажете

уж я-то вас знаю, как же

конечно скажете

а вот вас – я не знаю

но вы-то точно скажете да так

что станет жаль дурного человека

вместе со всем написанным

* * *

...так с чего же вдруг только утраченное самое ценное?

будто бы где в камышах шевелится исток

но это эллин исполнил в мраморе "дуновение"

(своё и только своё)

как метафору

как ускользание

взгляд

погружается в историю в смысле проблемы

но не как объектив, а именно взгляд,

настроенный на различа́ние письма и речи

членораздельной

глухонемому

нужен другой аппарат

орган для снятия чешуй со слуха

чтобы вновь стало возможным говорить

о книге, прочитанной в сельском сортире

вспоминая звёздное небо в ессентуках

или надпись в трамвае

"...с первого мая

осознанные пророчества признаются недействительными..."

...так с чего же произносить такое чужое

(но как бы своё)?

словно помятый памятный лист

вопрос остаётся открытым сквозит

из смотрового окошка весной

сами собой наполняются ржавые кади водой

или это опять пресловутое

присутствие мёртвого за спиной?

оборот в вязких сумерках в по́л-

лица

ещё не видно, но как бы подразумевается

фигура отца

что целует с изнанки живым не в пример

горячо

* * *

и тут приснился Воденников

без всяких на то оснований

(какие для снов нужны основания

кроме биоритмов усталости)

он рассказывал стихотворения

именно рассказывал о какой-то Ане

или Васе/ вовне уплывали

имена/ ярлыки предметов

комната заливалась истомным светом

(нет, не истошным) так

что стоял уже не Воденников вовсе

сплошное прости-отпусти

вдыхай пыльцу как можно глубже

пока не отождествишься/ не исчезнешь

а исчезнешь так снова начнёшь

собираться из скомканных листьев

поздно/ не поздно

сухие ладони поймают

мыльный пузырь наполненный

табачным дымом

это как у androida функция поиска

ищешь какого-то мартобря

а выдают ошибку: not found

подобные сырью идут

«так сможет жить да кто угодно»

бросая венчики – но тут

снится Лотман

* * *

о лете

цветным молоком убежавшая речь

очнулась среди камышей где качнулись

пустые качели в безветренный день

осенний как девочка классе в десятом

глядящая в сумеречное окно

которой (войди/ опровергни) когда-то

расстёгивал пуговицы пальто

и вот опять стоит как неродная

не узнаёт квартиры/ сдвинутых вещей

на пол-октавы раковину наклоняя

к губам пытаешься проникнуть между

шёпотом и плачем

но девочка уже выносит полное

отсутствие плача и шёпота

как ты не понимаешь

нанизываешь звуки на леску

а она уже танцует там в зеркалах

(и снова вычурно/ не к животу её)

не прижаться над песнями не посмеяться

в обступающей тишине

* * *

какую печать по номеру вскрыли

стекловидные пальцы что

сделалось безмолвие на небе

как бы на полчаса

остаётся третьей неизвестной

в тождестве как в торжестве невесту

белую всё кружат ангелы

танцует ли среди вас кто

под трубный ненавязчивый эмбиент

примеряя костюмы из содранной кожи

уверяя что это косплей

есть ли среди вас ангелы тот

ангел он же вестник

самарский или нижегородский

вестник олдовый в который бережно

завёрнуты стенания малых сих

* * *

как потерял на отдыхе в саду

брат брата

отмечает поцелуем

ты воду не мути

я там пройду

где вскидывают руки и танцуют

и бог, и дух

словечки из трёх букв

там, где не обрастают кости мясом

под корень косится чудак лопух

обыкновенный

без прелюдий

сразу

но держится

посредством языка

и стебель хруст взбесившихся прожилок

доносит картой местности

пока

с отпетым братом в короб не сложили

я может вырасту

ещё

пойму

каких косцов остерегаться надо

но ты не забывай полоть траву

и поправлять несносную ограду

* * *

Пойму ли [я]?

этот миг

* * *

фотографии старого города

изъяны проявителя и пятна

отпечатки пальцев, пытавшихся разъять

время

в них неба больше нависает

сепией красит крыши

что значительно ниже и дальше скал за стеклом

что может быть вдохнёшь тот серый воздух

так сразу отравление как сладость

с горечью тридцать седьмой любится с шестьдесят восьмым

через зубья людей на раскалённом асфальте на мостовой

некто описывает полукруг рукой

с колосьями с глобусом как с перекошенным ртом

не зная ещё о [том]…

твоё фото таким не будет

с автоматическим выбором экспозиции/ панорамной съёмки азы

пальцами щупаешь ты повторяешь, зная о сжатии времени

ты повторяешься

это уже патология

сепию сделаешь

важно закуришь

даже не слыша

крики из детской

* * *

выкладываешь фото в контакте и в инстаграме

все равны всё на свете похоже

участвуешь в акциях на ютуб-канале

залезаешь на прокрустово ложе

но большие яблоки век не смыкают

без какой-нибудь дряни в диссонансе столицы

сложно сказать потрогать руками

что икнётся подстрочником повторится

* * *

читая новостную ленту

так близко ко сну, как только

можно представить глаз

соскакивает в некий зазор

будто бы зависает между

поэтикой Джармуша

странными танцами шамаша

в переходе подземной станции "дно"

в переходе в двенадцать поприщ

отрекается самодержец всея яблока

око как бы само

задаётся вопросом "...а помнишь

качели с растворившимися в них пассажирами?.."

телесность становится скрипом металла

ах если бы яблоко-око узнало

какие-то иные принципы взаимодействия с...

всё только сигналы

позывы к очередной серии сериала

новенького как сансара

но всё-то

уже без тебя

* * *

когда отключают интернет

сажусь писать письмо

оно тебе

в нём судорожно пытаюсь что-то доказать

но ничего не получается

то ли потому что «судорожно»

то ли потому что в принципе доказательство

одно слово «пытаюсь»

и вообще становится стыдно

что интернет не оплачен

* * *

вот уже месяц в окне что напротив появляется голый мужчина

возможно так было и раньше, но месяц веду наблюдение я

в семь утра он выходит на кухню потягиваясь ставит чайник

в девять вечера он непременно с мадам что-то пьёт и смеётся опять

нет я не гей и не вуайерист, но знобит и потеют ладони

сжимая бинокль от древней тоски ли от мраморных форм ли его

аполлон! и к постыдному действу сему пристрастил я друзей и знакомых

наблюдаем…/ но странно что в сумерках этих апрельских стою я один

голый мужчина в окне что напротив без улыбки ко мне повернулся

показывая интернациональный однозначно трактуемый жест

я готов стать ребёнком забиться под стол и кричать "мам, я больше не буду!"

но что на "поступок" сподвигло мужчину, уже никогда не узнать

* * *

мы ждём друг друга у стены

в субботу после современности

сказать «друг друга»/ сказать «мы»

ошибочно/ поспешно/ в любом случае сомнительно

да и что после ливня есть «ждём»

без развеянных ветром форм?

так вот – есть действо у стены

похожее на ожидание

что значит «длительность» увы

разочарованное знание

без плети но и без опор

сияет розой парацельса

суд современности нескор

а судьи кто?/ вот интересно

зажат ли скромный букет

между дрожащими фалангами

лежит ли у клади кирпичной

где намечается плач

записи с требами воткнуты в щели

в субботу после ливня знак

пацифики ключом/ и-так

можно уже заключить:

здесь остаётся лишь стенать

но шелест словарей едва ли

мешает нам быть в-месте а̕

стена

становится

вратами

* * *

я не знает как написать

я не знает с чего начать

эти дебри шершаво освоены

кем-то до я/

ах постой-ка и ты мне знаком!

исторический палиндром

пожирает границы высказываемого

как не в себя/

это значит значения нет

кувырком по ту сторону знать –

словно властвовать или иметь

"...так накатим ещё по одной..."

(это спорит с траншеей живой)

славный страх в колыбель упирается

коленями в живот

я брыкается да не поймёт

кто поёт или наоборот (?)

говорит-то кто (?)

словно медовый мертвецкий пот

через сказки как связки речи

бежит переменный ток

* * *

…ну это как в том клипе/ помнишь?

там где автобус отъезжает

от остановки в захолустье

что называли бы мы нежно

"местечком" если б говорили

на очень ломанном английском

так вот автобус отъезжает

сидят на остановке двое

и дальше музыка такая

и что-то тра-та-та о счастье

ах нет постой сперва о боли

но жизнь-то wonderful конечно

и солнце типа ярко светит

хоть клип и чёрно-белый видим

и в поле рожь и парк культуры

и набережную всю в людях

глядящих в смутное далёко

на куст шиповника горящий

и женщина смеётся в кадре

когда поёт мужчина/ ходит

по городку чужого детства

что не даётся в ощущенье

насколько понимаю/ ворот

его расстёгнут/ плачет школьник

но женщина смеётся в кадре

ведь жизнь-то wonderful конечно

рука священника в перчатке

касается замка дверного

что отсылает нас к другому

хиту ещё одной рок-группы

был клип у них такой... ну помнишь?

* * *

она заходит в свадебный салон

поздороваться с платьем что когда-нибудь купит

возможно и не это с пурпурными стразами

(все свадебные платье роднит желание)

возможно это будет и не май как сейчас

а добротный зрелый август с арбузными дарами

и с опытом

так неумолимо надвигающимся словно

тень продавца-консультанта

"...подсказать что-нибудь?.. примеряйте..."

но для этого нужно снять уже имеющееся

синее простое

минуя стадию куколки

о нет!

то

синее простое

закрывает стрелу на колготках

"... ой, совсем забыла

очень тороплюсь!.."

сымитирует телефонный разговор

и бежать

бежать

* * *

соавторы сериалов срослись с пластмассовыми масками

здесь – тревожиться/ здесь – быть счастливым/ в итоге

всё равно зулусская маска

повстречались/ пострадали/ поженились/ интриги

и вот кто-то умер

а потом и их детишки повстречались

исаак родил иакова etc

и так до страшного суда

который правда уже случился

но не смог обязать большой палец

переключить канал

но кому кому [?] интересно

выйдет ли второй сезон

* * *

свистящие сады стратегия говорения обнаруживает

ведь они с самого начала знали – если

засор выводящих каналов – нужно

выдавливать по капле крота

из себя из ближнего своего

без конца извиняясь за императив

костыли для неба/ небо и есть костыли

что на поверку такой naive

* * *

мать его комната открыта

сон его дверь в момент

(открывать) улыбается/ smile

когда огонь она крыльцо

(в прямом эфире)/ live

в его окне перед матерью иоанна

он улица война/ street war

(встань в это время в будущем)

он стоит он и крест

* * *

Эрнест никогда не миндальничал, видя море

старик никогда не забрасывал невод который

Фройд никогда не заходил в спальню к Вере Павловне

но никто и не стоял у алькова со свечкой

за разум такой ископаемый

Ницше из города скрипящих статуй

не скрипи а то деток не будет любимый

философ для тех кто его не читал

Маяковский никогда не писал верлибром

если так то о каком соблазне

речь течёт переходит на ты

в неуказанном месте

* * *

я ничто я всего лишь заметьте

тихо падает капля в бокал

половинчатый как на рассвете

пустотой с пустотой поиграл

голос ли отголосок оставил

пар с намёком на водную гладь

увлекая открытием правил

но не тем чтобы их соблюдать

призывает сырая казарма –

что-то там типа долга отдай –

но погас у ненужного храма

без знаков отличий фонарь

* * *

упругая клеть/ истончается кожа

звенит сердцевина в плену апельсина

такого неистового словно Бёрджесс

по семечку – тук – молоточком несильно

распухнет язык что способен провякать

о тварном в тебе/ органическом/ близко

врезаются корни в преступную мякоть

растут друг из друга дерьмо и Белинский

их произведенью равняется площадь

на практиков, определяющих точно

судьбу урожая/ каков ты на ощупь

тверда ли твоя оболочка?

* * *

мальчик-сократик эллин и лузер

преодолев мифический свет

чахнем на практике в сиракузах

в скалах цветут ромашки/ привет

любит – не любит/ пальцем ломаюсь

липкий хруст ос погас как воскрес

нужно иметь в себе ещё хаос

чтобы родить танцующий лес

полный настоя правды-цикуты

кубок дрожит в потливых руках

мальчик/ стучишься в двери кому ты

мёртвых немей/ а видимый прах

это всего лишь эффект от настоя

мысль как банальность – вот тема тем

мальчик/ в открытой клетке нас трое

не закрывай собой [его] тень

* * *

скоро начнёшь понимать

одиноких стариков и котов

очками об асфальт разобьётся

деликатное я

что осколков не соберёшь

в уставшей от лета траве

ляжешь начнёшь понимать

не сейчас но скоро когда

лист коснётся щеки

жаждой запечатления

а ты ему "...подожди

теперь время весов и вообще

посмотри сколько яблок-падалиц

на притоптанной взглядом земле

сколько угасших вещей

теснится в пролёте у

целого ничего..."

когда воздух освободится

начнёшь понимать отсутствие

купленного сна в руке

как experience

скоро, но не

сейчас одинокие женщины и псы

зализывают ссадины твоей слюной

твоим языком просят на хлеб

а звучит как отсыл

слышишь как сейчас уставший

любить выворачивает карманы

мол нет ничего

вычленяешь его

как-то апофатически

а что семя?

начнёшь понимать

одинокие тополя вдоль той улицы

набрасывающие сеть на небо

отражённое в разбитых очках

* * *

первое что ты увидел не имеет никакого значения

лицо женщины/ потрескавшийся кафель

также не имеет значения последнее что увидишь

вспышки словно на фотосессии

кому передашь этот опыт если

сам не успеешь усвоить

вкус точнее послевкусие, в котором

(говорят гурманы) вся соль и весь сок

и снова осень в любое время года

и снова расширенный серый зрачок

объективизация плеча ближнего

что кожи не имеет

значения всегда между

обтягивающих джинсов между

скрипящих половиц когда

каплей за каплей нельзя ведь сказать

что течёт рекой

как отождествить одну неопределённость с другой

когда

свет отслаиваясь от сетчатки становится самостоятельным

когда

(помнишь?) голос:

"...это ты сейчас улыбаешься или?.."