САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Кто читает больше?

На ярмарке «Нон/Фикшн» сравнили детское и подростковое чтение в России и Италии

nonfiction2018
nonfiction2018

Текст: Екатерина Зайцева

Фото: Заместитель главы Роспечати Владимир Григорьев/Сергей Михеев

Встреча началась с того, что итальянский Центр книги и чтения рассказал о программах развития чтения в школах Италии. Основная задача Центра - распространение литературы и знакомство школьников с зарубежными авторами, а также установка взаимоотношений с книгой у детей с раннего возраста, в частности, с помощью чтения вслух. Этому направлению в Италии уделяют на удивление много внимания: в рамках инициативы "Давай жить вместе" по всей стране в школах проходит около трех тысяч чтений вслух.

"Наша задача - побудить читать не только детей, но и взрослых, - подчеркнули создатели Центра. - Это непросто, так как итальянцы исторически не являются читающим народом. Гораздо проще воспитать детей в правильном направлении, чтобы чтение стало для них повседневной необходимостью".

Приучать к чтению - задача не только семьи, но и государства, отметили спикеры. Но в Италии финансирование, выделяемое на популяризацию чтения, весьма незначительно, посетовали они.

Несмотря на это, в Италии проводится немало акций, направленных на стимулирование воспитания привычки к чтению. Например, существует премия для местных органов власти, которые организуют мероприятия по продвижению чтения, а города соревнуются за звание самого читающего. По мнению спикеров, только такими методами можно добиться того, чтобы библиотеки были не только музеями, но и местом для знакомств, обмена мнениями и получения ярких впечатлений.

Как отметила спикер Тициана Маша, проблема популяризации чтения в школах заключается еще и в том, что отсутствуют нужные специалисты - так называемые воспитатели чтения. Однако программа "Приглашение к чтению" частично пытается решить эту проблему. Ее цель - научить детей читать, критически интерпретируя текст. Программа создана с учетом опыта, накопленного в области чтения в других странах, а также содержит советы для родителей по приучению детей к книге дома. Совместно с телеканалом "Рай" создатели Центра сделали цикл передач в рамках этой программы. По словам Тицианы, их можно легко найти в интернете, набрав в поиске оригинальное название программы: Invito alla Lettura.

Заместитель главы Роспечати Владимир Григорьев, выслушав итальянских коллег, заметил, что ему странно слышать о мало читающих итальянских детях. "Мое поколение выросло на книжках Джанни Родари, и я удивлен вашими словами", - сказал он. Владимир Григорьев отметил, что, согласно тесту PISA (Programme for International Student Assessment), оценивающему грамотность школьников-подростков в разных странах мира, Россия занимает позицию в четвертой десятке стран. "Поэтому в нашей стране программы по продвижению чтения ориентированы прежде всего на детей с 10 лет", - подчеркнул он и добавил, что как раз десятилетние дети в России имеют большую читательскую компетенцию, чем подростки. Владимир Григорьев также рассказал о программах продвижения чтения в России: конкурсе "Живая классика", "Самый читающий регион".

"Что делать, чтобы дети читали? Наверное, это большая задача для всех нас, особенно для тех, кто связан с книгой. Чтение - это страсть, которая при постоянстве и усердии превращается в привычку, которая сопровождает нас всю жизнь", - заключили спикеры.