САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Зачет для букваря

По каким учебникам будут заниматься в школах

Статья о школьных учебниках
Статья о школьных учебниках

Текст: Ксения Колесникова/РГ

Фото: 1line.info

 
Министерство просвещения разработало новый порядок экспертизы учебников. Сколько книг нужно школе? Знает ли семилетний ребенок слово "форзац"? В каком классе ученики проходят дактиль и анапест?.. Педагоги, эксперты, чиновники ломают копья, договариваясь о том, как, чему и по каким книгам нужно учить детей.

"Процедура экспертизы учебников должна быть прозрачна и понятна, - заявила заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке. - Нами подготовлен проект, который уже проходит внутреннее согласование и в ближайшее время будет представлен к широкому обсуждению. Какие меры будут предусмотрены? Прежде всего, это государственный характер экспертизы, заказчиком которой будет выступать федеральный орган исполнительной власти - Министерство просвещения. А исполнителем станет уполномоченная организация, подведомственная министерству".

То есть


экспертиза учебников "переедет" с частных рельсов на государственные. И это принципиальный момент.


До сих пор издательства сами заказывали экспертизу в РАН, РАО и других организациях. Оплачивали тоже сами. Получали положительные отзывы и в заявительном порядке подавали документы на включение в перечень. При этом имена экспертов, давших положительное заключение, практически никому не были известны.

Итог? Берем "Азбуку" для первоклашек, которая еще не так давно входила в список, рекомендованный для школ. Любая мама упадет в обморок: ее малышу авторы предлагают поработать... с форзацем. Читаем задание дословно: "Открой начало учебника, поработай с форзацем: в первом ряду найди слова с буквой А, назови нарисованный предмет, подчеркни букву…" Как думаете, много ли первоклашек знает, что такое форзац? А взрослых?

В прошлом году впервые по инициативе министерства была проведена дополнительная экспертиза учебников. Во многих изданиях эксперты нашли подобные методологические и даже фактические ошибки, неточности, устаревшую информацию…


По результатам в федеральном перечне осталось всего 863 учебника.


Перечень сократился более чем на треть. Сейчас на дополнительную экспертизу снова ушли почти 500 изданий. Но делать двойную работу, проводить экспертизу за экспертизой тоже не выход. Это очевидно всем: системе нужны прозрачные и понятные механизмы. К примеру, по новому порядку все эксперты будут проходить строгий отбор. Среди критериев - опыт научно-исследовательской деятельности, опыт работы в школе. Плюс наличие у кандидата профессиональных достижений. Кроме того, фамилия и имя эксперта будут публиковаться на самом учебнике.

"Экспертам нужно работать вместе с авторами, чтобы учебники могли совершенствоваться прямо в процессе проверки. Кроме того, обязательным этапом должна стать апробация учебника, как было когда-то, - считает депутат, председатель Общероссийского общественного движения "Образование - для всех" Олег Смолин. - Необходимо ввести рейтингование учебников самими учителями и защиту лучших изданий от субъективизма экспертов. Вот я принес учебник литературы, по которому учится мой ребенок в пятом классе. Издание хорошее. Но, например, читаю в словаре: "Портрет - это изображение внешности героя произведения". А что, уже исчезли психологические портреты? Разве не они самые главные в произведении? И таких определений довольно много. Самое главное - учебник крайне сложный.


Я уверен, что большинство родителей, как и я, не вспомнят, чем отличаются амфибрахий, дактиль и анапест. Мы когда-то изучали в 8—9-м классе, а теперь дети проходят это в 5-м.


Проблема в том, что учебник недоступен по сложности большинству детей. Я бы рекомендовал отделить то, что обязательно, от того, что со звездочкой…»

А действительно, в каком же классе нужно изучать амфибрахий и анапест? Надо было видеть и слышать, с каким азартом депутаты, академики, представители издательств прямо на заседании комитета включились в этот спор. Оно и понятно: те же академики тоже делают уроки вместе с детьми и внуками.

Однако проблема на самом деле еще глубже: в обновлении содержания образования. В соотношении предметных концепций, Федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, учебников и ЕГЭ… Чтобы выстроить все это в связную "цепочку", понадобится несколько лет. Сейчас разрабатываются обновленные стандарты, где будет прописано, что и в каком классе должен знать ребенок. На их основе для всех школ будут написаны примерные образовательные программы. И им же должны будут соответствовать абсолютно все учебники, которые останутся в федеральном перечне. В ближайшие годы, скорее всего, он снова обновится. А может, и не раз.

Оригинал статьи: «Российская газета» - 25.03.2019