САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Не люблю, когда эссе на Пушкинский конкурс написано формально»

Председатель жюри Международного Пушкинского конкурса «РГ» Марина Королева рассказала о том, как возникают актуальные темы для конкурсных эссе и у кого из участников нет шанса победить

Елена-Кухтенкова1

Текст: Елена Кухтенкова/РГ

Фото: Сергей Михеев/РГ

Награждение лауреатов ХIХ Пушкинского конкурса в мэрии Москвы

Какое место занимает в конкурсе задача продвижения русского языка за рубежом?

Марина Королева: Мне кажется, что такой масштабной задачи мы перед собой не ставили и не ставим. Мы занимаемся мониторингом: стараемся отслеживать ситуацию и смотреть, что происходит с русским языком на просторах бывшего Советского Союза и в дальнем зарубежье. И это, как мне кажется, нам неплохо удается, потому что каждый год в каждой стране происходит что-то новое, какие-то изменения. И вот благодаря этому конкурсу мы их отслеживаем.

Мы скорее измеряем "среднюю температуру по больнице" с русским языком, если так можно сказать. Хотя и больница здесь совершенно ни при чем, ведь


русский язык совершенно здоров на территории бывшего советского пространства.


Как рождается тема конкурса?

Марина Королева: Рождение темы конкурса - это всегда чудо. Но оно происходит всегда в результате вполне спланированного мозгового штурма. Как правило, мы собираемся в кабинете заместителя главного редактора "РГ", автора идеи конкурса Ядвиги Брониславовны Юферовой вместе с членами жюри и какими-то приглашенными гостями. И мы просто набрасываем возможные темы, потому что каждый из нас за год что-то читал, что-то видел, что-то слышал, связанное с судьбой русского языка в разных странах. И весь этот багаж мы приносим, распаковываем в этом волшебном кабинете, и в результате рождается новая тема каждый раз. Но надо сказать, мы, конечно, отслеживаем, чтобы темы по возможности не повторялись, поэтому тем было много. Но мне кажется, до сих пор нам удавалось не повториться.

На что вы прежде всего обращаете внимание, когда читаете конкурсные эссе?

Марина Королева: Я прежде всего обращаю внимание на живость реакции, на эмоциональность текста. Здесь, наверное, просто мое журналистское существо начинает работать. Я не могу читать текст, который написан формально, для галочки или для отчета. Такие тексты, к сожалению, сразу приходится отложить в сторону. Я смотрю, во-первых, на эмоции, во-вторых, на человеческие истории. А таких историй бывает много из разных стран. Это то главное богатство, которое мы получаем в результате отбора эссе. И когда люди приезжают к нам, все они со своими историями.


Это то, о чем они нам могут рассказать уже в Москве, то, о чем мы можем их расспросить, и это главное наше богатство.


Перед вами проходят человеческие судьбы, участники конкурса, конечно, пишут о себе. Есть ли те, кто особенно запомнился?

Марина Королева: За это время мы перечитали уже, наверное, несколько тысяч историй. Если учитывать, что 950 человек уже приехали в Москву, то понятно, что работ было в несколько раз больше.

Я не могу сказать, что я помню их все. Нет у меня фаворитов. Но понятно, что все истории наших участников хранятся в нашем богатом архиве. И я могу сказать, какие запоминаются больше всего: это истории, которые пишут люди, живущие в маленьких городах или в деревнях. Ну, например, это могут быть истории, которые пишут учителя из маленьких таджикских селений, из маленьких городов Узбекистана.


Есть учителя, которые никогда в жизни не доехали бы до Москвы, если бы не Пушкинский конкурс. И, честно говоря, на такие истории, как происходит обучение детей русскому языку в таких селах, я стараюсь обращать внимание.


Пушкинский учитель - это кто? Как бы вы определили это явление?

Марина Королева: Это человек, который, если бы перед ним еще раз положили несколько судеб, допустим, в следующей жизни, как карточки, а он все равно выберет судьбу преподавателя русского языка. Мне кажется, что люди, которые приезжают к нам, - все такие.

Оригинал статьи: "Российская газета"