Текст: Ольга Разумихина
Фото обложек с сайтов издательств
Бетте Вестера, Наоми Тиман. «Я бы так никогда не сделал!»
Пер. с нидерл. Е. Торицыной. — М.: Самокат, 2019
Каким законам подчиняется наше мышление? Почему люди, наблюдая одну и ту же картину, обращают внимание на разные детали и по-разному интерпретируют то, что изображено? Что заставляет нас оценивать новых знакомых по одежке и нужно ли бороться со стереотипами? Как действуют манипуляторы, заставляя нас приобретать те или иные товары? Почему мы иногда «вспоминаем» то, чего не было, и признаемся в проступках, которых не совершали? Отчего «да» порой звучит как «нет» — и наоборот?
Эти и многие другие вопросы задают школьникам среднего и старшего возраста Бетте Вестера и Наоми Тиман, уверенные, что к любому утверждению нужно подходить критически. И хотя каждый ребенок рождается свободомыслящим, к десяти-двенадцати годам его сознание забивается кучей навязанных установок. Авторов этот факт весьма огорчает, но юного читателя они не журят: виноват ведь не ребенок, а общество. Так что вместо того, чтобы сокрушаться, Вестера и Тиман предлагают решить множество увлекательных логических задачек, устроить самому себе несколько допросов с пристрастием и провести пару-тройку экспериментов на внимательность. Кстати, ставить социологические опыты не обязательно в одиночку: книга подходит и для совместного чтения с родителями или друзьями.
«Я бы никогда так не сделал!» — прекрасный образец нон-фикшна для тинейджеров: познавательный и развлекательный элементы здесь сочетаются в идеальной пропорции, да и об иллюстрациях издатели не забыли. Однако будьте готовы к тому, что после прочтения книги чадо станет чаще с вами дискутировать, а знаменитая фраза «А если все будут с крыши прыгать, ты тоже пойдёшь?» уже не произведет на ребенка особого впечатления.
Оскар Бренифье. «Давай обсудим. Что такое жизнь?»
Пер. с франц. А. Б. Овезовой. — М.: «Клевер-Медиа-Групп», 2019
Если ваш ребенок еще не дорос до среднего школьного возраста, но уже интересуется устройством мира, можно дать ему почитать книгу Оскара Бренифье «Давай обсудим. Что такое жизнь?» (впрочем, как и любую другую книгу этого автора). Мсье Бренифье — человек не простой: это основатель Института практической философии в Париже, эксперт ЮНЕСКО и автор многочисленных тренингов и семинаров для родителей, интересующихся, как научить ребенка свободно мыслить. Писатель считает, что для гармоничного развития личности совсем не обязательно посылать ребенка учиться в престижную школу и записывать в кучу кружков: достаточно просто с ним разговаривать — точнее, задавать вопросы и обсуждать ответы.
Именно так и построена книга «Что такое жизнь?». На 96 страницах, поделенных на шесть тематических блоков («Как можно стать счастливым?», «Станешь ли ты чемпионом?», «Почему жизнь жестока?», «Для чего существует человек?», «Для чего мы живем?», «Почему мы умираем?») автор предлагает читателю один вариант ответа за другим — и все их оспаривает. Например, утверждает, что смысл жизни — в том, чтобы получать от жизни удовольствие. И сразу оговаривается: «Да, но...» А затем следует череда новых вопросов: можно ли постоянно получать от жизни удовольствие? достаточно ли хорошего настроения для того, чтобы жизнь была полной? а как быть с обязанностями, болезнями и непредвиденными затруднениями?
Побуждая ребенка порассуждать о вечном, Бренифье не навязывает никаких моральных или религиозных догм. Более того — автор подчеркивает, что не на каждый вопрос можно найти ответ в ту же минуту (а некоторые так и остаются открытыми всю нашу жизнь). И это совершенно нормально! Главное — найти достаточно смелости, чтобы задуматься над той или иной неоднозначной темой и быть честным с самим собой. В конце концов, позиция Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» в наши дни имеет такое же право на существование, как и два с половиной тысячелетия назад. Но об именитых философах в книге Бренифье нет ни слова, а вместо мудрых цитат на разворотах красуются забавные картинки. Оно и к лучшему: как-никак книжка рассчитана на детей лет семи-восьми.
«Lapbook. Тело человека. Интерактивная игровая папка»
М.: Росмэн, 2019
Исследование внутреннего мира — это, конечно, хорошо, но и о теле забывать не стоит. Если не одевать его по погоде, не кормить, не поить и не закаливать, организму будет не до философских размышлений. А ведь зубы, волосы, ногти, уши и глаза также требуют ежедневного ухода... Как же ребенку управиться со всеми гигиеническими и оздоровительными процедурами? Так никакого свободного времени не останется!
Создатели «Интерактивной папки» подошли к вопросу креативно. Чтобы приучить маленького читателя к порядку, но не отпугнуть сухими нравоучениями, они предложили ребенку самому во всем разобраться. И формат для этого выбрали необычный. Лэпбук — это особая разновидность книжки-игрушки: здесь есть детали, которые нужно вырезать и приклеивать в подходящие места, круговые диаграммы-«вертушки» (совсем как в кабинетах у врачей-диетологов, которые с помощью бумажного кругляша сопоставляют рост и вес пациента и выносят вердикт), «кармашки» с подсказками и интересными фактами — и много чего еще.
По задумке авторов, вооруженный клеем и ножницами пяти- семилетний читатель усвоит правила ухода за собственным телом легко и непринужденно. Конечно, никто не гарантирует, что, выполнив все задания из лэпбука, ваш ребенок утратит интерес к заглатыванию конфет и чипсов и перестанет прохладными вечерами разгуливать без шапки. Однако в качестве подспорья для воспитательных бесед эта книга подходит лучше многих энциклопедий.