Текст и коллаж: ГодЛитературы.РФ
-
В Москве и по всей стране вводятся все более строгие карантинные меры, чтобы предотвратить распространение сами-знаете-чего. И хотя без шашлыков на минувших выходных не обошлось, нас радует, что большая часть наших сограждан - люди сознательные и умеют проводить досуг не только на природе, но и дома. Ведь, как писал классик, "Ничего не может быть приятнее, как жить в уединении, наслаждаться зрелищем природы и почитать иногда какую-нибудь книгу…"
А вот как в самоизоляции занимают себя писатели, решили выяснить "Редакция Елены Шубиной" и Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, а мы взялись им в этом помочь: все вместе мы запускаем акцию #писательдома.
Вы тоже можете выкладывать цитаты писателей, как современных, так и классиков, о домашнем досуге; отмечайте наши аккаунты в социальных сетях, а мы будем все это репостить. Давайте докажем всем, что дома можно не сидеть как в тюрьме, а полноценно жить!
Наглядно показываем читателям, как современные писатели проводят дома дни напролет — в параллели с тем, как этим же занимались классики русской литературы.
Писатель Андрей Филимонов:
С приходом коронавируса мой образ жизни почти не пострадал. И во внешнем мире, насколько можно судить, глядя с балкона, тоже не произошло революционных перемен. Груша зацвела вовремя, птицы исполняют свои брачные песни, и алкоголики по соседству тоже поют, как раньше. За деревьями находится город, но туда нельзя ходить по причине режима добровольной самоизоляции, за исполнением которой следят сотрудники полиции. А если - нельзя, то и не важно, как называется город. Это похоже на цитату из романа Саши Соколова: «станция называлась». А ещё это наше ежедневное «не выходи из комнаты» напоминает фильм Хитчкока «Окно во двор». Мне кажется, что благодаря пандемии, мы все оказались в Утопии, в изначальном значении этого понятия: место, которого нет. Выйдешь на улицу, посмотришь вокруг: а где люди? Мы ещё живы? Или так выглядит Чистилище? Вопросов много, и все они требуют нового порядка слов.
К акции присоединился Дом-музей Б. Л. Пастернака:
«А теперь опять я погрузился в бездонность полной своей свободы и одиночества. Я хочу кончить роман и верю, что кончу его. Ничто не мешает мне писать его. Я здоров и хорошо себя чувствую. Зимой был ремонт дачного дома, который мы арендуем у Литфонда. Он переделан и превращен во дворец. Водопровод, ванна, газ, три новых комнаты. Мне неловко в этих помещениях, это не по чину мне, мне стыдно стен огромного моего кабинета с паркетным полом и центральным отоплением. Я работаю, я не умею отдыхать, наслаждаться, но как скучны и бездарны черновые карандашные заготовки, которые я делаю к последней части! Можешь себе представить, какой это ужас и отчаяние, если я позволил себе отложить в сторону свой дневной урок и дал волю постоянному желанию немного побыть с тобой».
(Из письма Бориса Пастернака двоюродной сестре О.М. Фрейденберг от 12 июля 1954 года)
Писатель Андрей Рубанов:
У меня нет никаких проблем с самоизоляцией. Как работал, так и работаю. На бытовые неудобства стараюсь не обращать внимания. Пока это удаётся. Хорошо что семья дружная, все творческие люди, все друг друга понимают.
Нетрудно догадаться, что писатели, драматурги, художники - большие специалисты в области изоляции, мне нравится, что к ним обращаются в такие времена с просьбами поделиться опытом: стало быть, польза от нас есть. Я уже четвёртый раз участвую в опросах на эту тему.
У меня есть распорядок дня и норма, которую я должен сделать, книги, которые я читаю, фильмы, которые я смотрю, и родня, которой нужно уделить время и внимание.
Сначала, из-за дефицита общения, больше времени проводил в соц сетях, но потом перестал, когда увидел что соцсети превращаются в рассадник паники. Пока главный вывод, который можно сделать из карантина, такой: социальные сети в кризисные периоды приносят больше вреда, чем пользы. Больше паникёров, невротиков, больше психически неуравновешенных, а главное - больше непроверенной, некачественной, неполной информации, не говоря уже о преступниках, производящих фейковые новости. Людям следует доверять только авторитетным СМИ, где информация проверяется и профессионально обрабатывается.