САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Минировали даже конфеты

Правда о фашистах в альбоме «Музей и война»

эхо прошедшей войны презентация альбома на красной площади
эхо прошедшей войны презентация альбома на красной площади

Текст: Сергей Бабкин/РГ

Фото: Алексей Майшев/РИА Новости

Фотографии из городов, только что освобожденных от фашистов, листовки, «начинки» бомб — все это можно будет увидеть в двухтомнике «Музей и война». Государственный центральный музей современной истории России считает его своим главным издательским проектом 2020 года и сегодня представил это уникальное издание на книжном фестивале «Красная площадь» - первом массовом мероприятии, которое состоялось в Москве за последние два месяца.

Один из крупнейших музеев современной истории в мире обладает неповторимой коллекцией фотографий, плакатов, артефактов, связанных с Великой Отечественной войной. Сотрудники музея были одновременно и рядовыми красноармейцами, и людьми с особыми полномочиями. Во время войны многие из них ушли на фронт. И в письмах от коллег помимо пожелания «бить фашистов» получали еще и задание - помнить о музее, собирать все вещевые и документальные свидетельства Священной войны. Зимой 1943-го фашисты оставили Сталинград, а уже летом музей отправил в освобожденный город экспедицию. Сотрудникам были даны особые полномочия: разрешалось брать в коллекцию все, что необходимо. Так в фондах появилась, например, чашка. Обычная чашка, снятая с фашистской мины. Как рассказывали на презентации сотрудники музея, таких взрывоопасных бытовых предметов в Сталинграде было множество. Части вермахта, вынужденные оставить город, оставляли «на память» предметы первой необходимости. Даже какая-нибудь конфета или чайник всегда проверялись - к ним могли быть прикреплены мины.


В музейном издании увековечена память одного из самых известных защитников страны, сапожника Саши Филиппова, который в свои 14 лет был разведчиком.


Саша воспитывался в многодетной семье в Сталинграде. Его братья ушли на фронт, рвался и он, когда немцы подошли к родному городу. Но из-за возраста не приняли. И Саша сам принес своим донесение о расположении вражеских сил. Его все знали как сталинградского сапожника, а в советском штабе - как агента Школьника. В 42-м Сашу поймали. Он ничего не сказал, даже под пытками, и его казнили недалеко от дома. Именно родители Саши передали в музей его личные вещи: набор инструментов и последнюю одежду.

Представленное на «Красной площади» издание также содержит множество эксклюзивных документов, которые будут интересны широкому кругу читателей, интересующихся современной историей.