САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Психология заботы». Встреча с волонтерами Музея истории ГУЛАГа

Формально встреча была посвящена презентации книги «Психология заботы. Опыт социального волонтерства музея ГУЛАГ», но в реальности на ММКЯ состоялась полноценная дискуссия о работе НКО

волонтеры-музея-Гулага
волонтеры-музея-Гулага
Александр-Соловьев

Текст: Александр Соловьев

Обложка книги публикуется с разрешения издательства

В беседе приняли участие Варвара Усаневич, руководительница волонтерского центра музея ГУЛАГ, и Юрий Белановский, глава волонтерского движения" Даниловцы. Модерировала дискуссию Лариса Гусева.

Первоначально необходимость в волонтерском центре созрела, когда музей начал серию больших видеоинтервью с пережившими репрессии людьми, многие из которых одиноки и неспособны позаботиться о себе. Тогда музей начал привлекать волонтеров для бытовой помощи подопечным и организации их досуга. Хотя центр появился в 2013 году, программа "психология заботы", помогающая волонтерам овладеть необходимыми навыками, появилась только два года назад. Это и задало нерв разговора.

Оба спикера сошлись в том, что волонтеру не нужны никакие особенные навыки, и даже отбор людей происходит почти автоматически. Так, Усаневич сказала, что, в общем, квалификация волонтера - это чувство такта и доброе сердце. Однако, когда в ситуации отсутствия государственных институций социальной заботы и поддержки, их функцию на себя вынуждены брать НКО - на них естественным образом ложится бóльшая ответственность. Так, Анна Клепикова в антропологическом исследовании заботы в психоневрологических интернатах "Наверное, я дурак" пишет о состоянии растерянности волонтера, который, столкнувшись с особенными детьми, не понимает, как себя вести, и часто неспособен оказать помощь. Вокруг этого развернулась и дискуссия центра помощи жертвам домашнего и сексуального насилия "Сестры" с волонтерским центром "Крепость" - последние не сумели продемонстрировать уровень своей квалифицированности. Как же соблюсти компромисс между низкой планкой входа для волонтеров, которых всегда не хватает, и достаточным уровнем квалификации, чтобы не навредить благополучателям? 

Белановский считает, что волонтерская деятельность - это производственный процесс, и организован он должен быть так, чтобы у профессионала не было никаких препятствий - организацией чего могут заняться как раз волонтеры. Конечно, даже отобранные и опытные люди не могут брать на себя функции профессиональных психологов или врачей - но организация, в том числе и досуга, и общения благополучателей им вполне под силу. 

 
Будем надеяться, что российские НКО и дальше смогут делиться своим опытом друг с другом не только в особых пространствах, но и на книжных ярмарках, и сопровождаться дискуссии будут выходом книг, которые расскажут о важности того, чем они занимаются, самой широкой аудитории. 

https://youtu.be/eUnXeBe3nzs