САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Направления итогового сочинения 2020-2021 года

2 декабря 11-классники напишут итоговое сочинение, которое станет допуском к ЕГЭ. По материалам ФИПИ

pravmir.ru
pravmir.ru

Текст: ГодЛитературы.РФ

Уже 2 декабря 11-классникам предстоит написать итоговое сочинение, которое станет допуском к ЕГЭ. Выпускникам предложат пять тематических направлений, которые утверждены Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). К каждому направлению эксперты ФИПИ дали пояснения, что именно нужно будет обсудить в эссе этого года.

Эти направления - общие для всей страны. Внутри них составлены конкретные темы эссе, которые будут распределяться по часовым поясам. Их выпускники узнают только на самом экзамене.

Оценки ставятся по системе зачет-незачет. У тех, кто получил «неуд», будет еще две попытки пересдачи - 3 февраля 2021 года и 5 мая 2021 года.

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года от ФИПИ.

1. Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.

Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

2. Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

3. Время перемен

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

4. Разговор с собой

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Критерии оценки

  • •Рекомендуемый объем — 350 слов. Сочинения короче 250 слов не проверяются!
  • •Самостоятельность в написании. За списывание автоматом ставится незачет, и никаких пересдач.
  • •Соответствие теме. В эссе должен быть дан ответ на вопрос из задания.
  • •Аргументация. Подтверждать свои мысли нужно примерами из литературы — неважно, русской или зарубежной, классики или современной. К слову, на Библию ссылаться можно, а вот на частушки и поговорки — нет.
  • •Композиция и логика рассуждения. Каждую мысль надо подкрепить примерами.
  • •Качество письменной речи. Отсутствие речевых ошибок и разнообразие лексики.
  • •Грамотность. На 100 слов должно быть не больше пяти ошибок (грамматических, орфографических и пунктуационных).

Как проходит экзамен

На написание итогового сочинения 2020-2021 отводится 3 часа 55 минут. Сами темы становятся известны прямо на экзамене. Они довольно общие. Например, тема из направления «Между прошлым и будущим» может звучать так: «Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?».

Оценка ставится по системе зачет-незачет. Те, кто получил незачет, к ЕГЭ не допускаются. Правда, для таких будет ещё несколько попыток — в феврале и в мае.

На что обратить внимание

Большинство выпускников получает за итоговое сочинение зачёт. Эксперты говорят: " Часто школьники расширяют содержание эссе до уровня всего направления и размышляют, например, о войне и мире без привязки к заявленной теме. Проблемы возникают, если школьники не знают смысл понятий в теме — например, не до конца понимают, что такое "бесчестье".

Пересдача итогового сочинения

Все ученики 11-х классов пишут итоговое сочинение. Оно необходимо для допуска к ЕГЭ летом: чтобы получить этот допуск, достаточно написать эссе на «тройку». Тем, кто не справился с этой задачей, дается ещё две попытки пересдачи итогового сочинения

Какие книги выпускники используют в сочинении чаще всего?

  • Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»,
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»,
  • «Капитанская дочка»,
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»,
  • И.А. Гончаров «Обломов»,
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»,
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»,
  • В.В. Быков «Сотников»,
  • Т. Драйзер «Гений»,
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»,
  • Л.Ф. Баум «Волшебник страны Оз»,
  • Дж. Остин «Гордость и предубеждение»,
  • Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»,
  • К. Кастанеда «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев-яки»,
  • Э. Хемингуэй «Старик и море»,
  • Дж. Лондон «Время не ждет», «Мартин Иден», «Морской волк».