Текст: Ольга Разумихина
Поэму-эпопею Н. А. Некрасова, посвящённую событиям после отмены крепостного права в 1861 году, нельзя назвать любимым произведением нынешнего школьника. Перипетии жизни крестьян, только-только ставших свободными, и растерянных дворян трогают сердце юношей и девушек в куда меньшей степени, чем, например, духовные терзания Раскольникова или романы Наташи Ростовой.
Отчасти такое отношение понятно, ведь в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нет персонажей, за чьими судьбами читатель бы следил с первой до последней страницы. Ну, кроме, конечно, семи мужиков, которые отправились в странствие, чтобы найти на просторах Отчизны счастливого человека, — но о них мы знаем мало, их характеры обозначены крайне схематично. Вот какими мы видим их в прологе:
- В каком году — рассчитывай,
- В какой земле — угадывай,
- На столбовой дороженьке
- Сошлись семь мужиков <...>,
- Сошлися — и заспорили:
- Кому живётся весело,
- Вольготно на Руси? <...>
- По делу всяк по своему
- До полдня вышел из дому:
- Тот путь держал до кузницы,
- Тот шёл в село Иваньково
- Позвать отца Прокофия
- Ребёнка окрестить.
- Пахом соты медовые
- Нёс на базар в Великое,
- А два братана Губины
- Так просто с недоуздочком
- Ловить коня упрямого
- В своё же стадо шли.
Но вопрос оказывается для героев столь важным, что они, намяв друг другу бока и поняв, что даже грубой силой затруднение не решить, дают друг другу обещание:
- В домишки не ворочаться,
- Не видеться ни с жёнами,
- Ни с малыми ребятами,
- Ни с стариками старыми,
- Покуда делу спорному
- Решенья не найдут.
На протяжении всей поэмы никто из персонажей не «раскрывается», но Н. А. Некрасову это и не нужно: главное для него — сделать «срез» современной ему действительности. При такой задаче акцент на внутреннем мире кого-либо из героев-проводников был бы излишним. Тем более что вышеперечисленные мужики — персонажи полулегендарные: они и с птичкой-пеночкой заключают договор, и скатертью-самобранкой пользуются, и одежда на них не рвётся, и лапти не снашиваются.
Так или иначе, юный читатель должен помнить, что чтение — это не только развлечение, но и возможность отправиться в своеобразное путешествие на машине времени. Как был устроен крестьянский и дворянский быт в XIX веке? Какие социальные, экономические, идеологические проблемы стояли перед тогдашним человеком? Ответы на эти вопросы можно найти и в учебнике истории; но разве не увлекательнее получить их, «прохаживаясь» по русским деревням и знакомясь с героями, зачастую не лишёнными обаяния?
Кроме того, чтение поэмы — в свете предстоящего школьникам ЕГЭ по русскому — имеет и утилитарную функцию: истории большинства героев просты, но поучительны. Так что эпизоды с участием Матрёны Тимофеевны станут замечательными иллюстрациями к размышлениям о проблеме социального неравенства, а сюжетная линия Последыша поможет доказать, что нельзя жить в вымышленном мире, не признавая реальных проблем.
Так что вспомним, как сложились судьбы самых примечательных героев поэмы.
Поп
История безымянного Попа заставляет мужиков раскаяться в том, что они, по заведённому среди крестьян обычаю, отпускали грубые шутки в сторону духовенства. На вопрос, живётся ли ему счастливо, Поп отвечает так:
- Дороги наши трудные,
- Приход у нас большой.
- Болящий, умирающий,
- Рождающийся в мир
- Не избирают времени: <...>
- Зимой, в морозы лютые,
- И в половодье вешнее —
- Иди куда зовут! <...>
- И пусть бы только косточки
- Ломалися одни, —
- Нет! всякий раз намается,
- Переболит душа.
Современному человеку может быть не вполне понятно, при чём тут «болящие и умирающие». Разве поп — доктор? Но в России XIX в. для человека было немыслимо не позвать священника к тяжелобольному человеку, чтобы тот успел исповедоваться и причаститься. Это таинство называлось — и называется по сей день — соборованием.
Однако посещение подобных граждан — не единственная обязанность попа: вообще-то он каждый день проводит службу, а то и не одну. Но много ли денег могут пожертвовать ему такие же, как он, бедняки, раз уж богатые помещики после отмены крепостного права разъехались кто куда?
Ермила Гирин
Этот молодой человек — «не князь, не граф сиятельный» — до определённого момента был очень удачлив. В двадцать лет он устроился работать писарем:
- К нему подходишь к первому,
- А он и посоветует
- И справку наведёт;
- Где хватит силы — выручит,
- Не спросит благодарности,
- И дашь, так не возьмёт! <...>
Через несколько лет Гирина уволили, но он так всем полюбился, что крестьяне единодушно выбрали его бурмистром вотчины. На этом посту он совершил много добрых дел. Один раз, правда, поддался соблазну и «выгородил» брата, чтобы того не забрали на военную службу, и отправил вместо него другого человека, — но впоследствии так распереживался из-за своего бесчестного поступка, что едва не покончил с собой:
- «С тех пор, как сына Власьевны
- Поставил я не в очередь,
- Постыл мне белый свет!»
- А сам к верёвке тянется.
- Пытали уговаривать
- Отец его и брат,
- Он всё одно: «Преступник я!
- Злодей! вяжите руки мне,
- Ведите в суд меня!»
К счастью, сына Власьевны удалось вернуть в семью. Ермил Гирин покаялся перед несчастной женщиной и выплатил штраф, а земляки, убедившись, что их бурмистр не способен идти на сделки с совестью, полюбили его ещё больше.
Но, увы, и Ермила Гирину нельзя назвать счастливым человеком: он отказался подчиниться одному вельможе и помочь ему усмирить крестьянский бунт — и угодил за решётку...
Матрёна Тимофеевна
И всё же самая душераздирающая история — это история жизни простой крестьянской женщины Матрёны Тимофеевны. Да, сейчас, когда она уже пожилая, её все любят, уважают и даже называют «губернаторшей». Но сколько она пережила личных драм!
В девичестве Матрёна жила и не тужила — и желанием обвенчаться с каким-нибудь удалым парнишкой не горела. Но даже на такую своенравную девушку нашёлся свой ценитель:
- Пригож-румян, широк-могуч,
- Рус волосом, тих говором —
- Пал на сердце Филипп!
- «Ты стань-ка, добрый молодец,
- Против меня прямехенько,
- Стань на одной доске!
- Гляди мне в очи ясные,
- Гляди в лицо румяное,
- Подумывай, смекай:
- Чтоб жить со мной — не каяться,
- А мне с тобой не плакаться...
- Я вся тут такова!»
- «Небось не буду каяться,
- Небось не буду плакаться!» —
- Филиппушка сказал.
И Филипп отчасти сдержал своё слово: к супруге он всегда относился с заботой (хотя было дело — один раз ударил). Но вот семья Филиппа «заела» несчастную невестку. И ладно бы только это! Первенец Матрёны Тимофеевны погиб по нелепой случайности: героиня оставила мальчика с дедом Филиппа — Савелием, а тот заснул; ребёнок пробрался в хлев, и там его затоптали свиньи. В другой раз Матрёна приняла телесное наказание вместо другого своего сына — Федотушки, который пас овец и не уследил за одной «подопечной», которую унесла волчица. Также к героине неровно дышал господский управляющий Ситников: женщина понимала, что он не ровен час возьмёт её силой, но всё время сидеть дома, разумеется, не могла. К большому облегчению героини, злодей умер от холеры.
«Губернаторшей» же Матрёну Тимофеевну прозвали вот почему. Когда героиня ожидала рождения последнего ребёнка, её мужа повелели, в нарушение всех законов, забрать в солдаты. Матрёна поняла, что спасения ждать неоткуда, и отправилась — ночью! пешком! зная, что её ребёнок может появиться на свет в любой момент! — в город, к губернатору. Там она с большим трудом пробралась во дворец вельможи, но благодетеля так и не дождалась. Вместо этого Матрёна увидела его жену — и кинулась ей в ноги; и тут «мука смертная под сердце подошла», начались роды… К счастью, губернаторша восстановила справедливость, вернула Филиппа домой — и даже стала крёстной матерью младенца Лиодорушки.
Оболт-Оболдуев
Этот герой, обладатель забавной говорящей фамилии, — избалованный роскошью помещик. Но он всегда относился к крестьянам милостиво — настолько, насколько это было возможно при его воспитании. Однако после отмены крепостного права бывшие слуги распоясались — и, разумеется, даже не задумались, что и у Оболта-Оболдуева есть чувства, которые стоило бы уважить:
- Разобран по кирпичику
- Красивый дом помещичий,
- И аккуратно сложены
- В колонны кирпичи!
- Обширный сад помещичий,
- Столетьями взлелеянный,
- Под топором крестьянина
- Весь лёг, — мужик любуется,
- Как много вышло дров!
- Черства душа крестьянина,
- Подумает ли он,
- Что дуб, сейчас им сваленный,
- Мой дед рукою собственной
- Когда-то насадил?
- Что вон под той рябиною
- Резвились наши детушки,
- И Ганичка и Верочка,
- Аукались со мной?
- Что тут, под этой липою,
- Жена моя призналась мне,
- Что тяжела она
- Гаврюшей, нашим первенцем,
- И спрятала на грудь мою
- Как вишня покрасневшее
- Прелестное лицо?..
Выслушав «исповедь» барина, мужики проникаются к нему сочувствием. Глава завершается хрестоматийными строками:
- Порвалась цепь великая,
- Порвалась — расскочилася:
- Одним концом по барину,
- Другим по мужику!..
Князь Утятин (Последыш)
В отличие от Оболта-Оболдуева, человека в целом безвредного, князь Утятин заставил всех окружающих подчиняться своей безумной воле. Узнав, что крепостное право отменено, этот герой настолько разнервничался, что его наполовину парализовало. Но Последыш (прозвище, указывающее на то, что это последний помещик России) пришёл в себя после удара — и сообщил родственникам, что лишит их наследства, если они не вернут всё как было. Поэтому потомки Утятина подговорили его бывших крестьян ещё немного «поломать комедию», что даже привело к гибели одного работяги, не согласного терпеть унижение, — но, когда старый безумец умер, так и не отдали им обещанные луга.
Гриша Добросклонов
Семинарист Григорий Добросклонов, выросший в семье бедного священника, в детстве часто недоедал: родителям не хватало денег даже на соль. Однако Гриша вырос достойным, честным, отзывчивым, а ещё очень талантливым человеком. В поэме представлены тексты некоторых песен, якобы написанных этим персонажем, и одна начинается так:
- Ты и убогая,
- Ты и обильная,
- Ты и могучая,
- Ты и бессильная,
- Матушка Русь!
Счастье для этого юноши — внутреннее состояние, которое не зависит от бытовых условий. Пожалуй, Гриша Добросклонов, каким его встретили странники, — единственный поистине счастливый человек. Но пройдёт несколько лет, и он, по утверждению автора, с большой долей вероятности окажется в немилости у властей:
- Как ни темна вахлачина,
- Как ни забита барщиной
- И рабством — и она,
- Благословясь, поставила
- В Григорье Добросклонове
- Такого посланца.
- Ему судьба готовила
- Путь славный, имя громкое
- Народного заступника,
- Чахотку и Сибирь.
Так кому же, в конце концов, на Руси жить хорошо?
Увы, Н. А. Некрасов так и не дал читателям ответа на этот вопрос. Поэт умер в 1877 году, так и не окончив главный труд своей жизни. Но, может быть, он и сам понимал, что вряд ли сможет «вывести» подобного героя?