САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Одинокий пишущий человек Дина Рубина

Один из самых влиятельных авторов современности написала роман о себе, писателях и книгах

Дина Рубина рассказала о новой книге на non\fiction / скриншот экрана трансляции Youtube
Дина Рубина рассказала о новой книге на non\fiction / скриншот экрана трансляции Youtube

Текст: Наталья Лебедева

Новая книга Дины Рубиной «Одинокий пишущий человек» — честный и глубокий рассказ о том, как пишутся книги, а еще это откровения о детстве, семье, судьбе, мистике в жизни и творчестве, ангелах-хранителях, мечтах и даже обсценной лексике... Как всегда с лукавой усмешкой и обезоруживающей откровенностью, как умеет писать только она. О новой книге, писательстве, творчестве и увлечении подкастами Дина Рубина рассказала на встрече с читателями на ярмарке non/fictio№22.

Подкасты «Дина Рубина по субботам» слушают тысячи человек. Хотя сама писательница не любит слово «подкаст», ей ближе и понятнее простое русское слово «встреча». «Пусть мы и не видим друг друга, но это именно встреча. Когда выхожу в эфир всегда слышу ожидание. Это очень помогает», - рассказывает она.

А началось все с дружеской беседы после эфира на радио. Дина Рубина тогда впервые услышала про подкасты, и ей полушутя предложили сесть к микрофону и поболтать о чем-нибудь, да хоть о снеге за окном. Она села, задумалась и начала: «Сегодня пошел снег, а я вспоминаю снег своего детства…» Потом она рассказывала о Ташкенте, снеге в Венеции, и так минут пятнадцать.

Друзья были поражены: «Дина, ну почему у тебя всегда так, просишь тебя потрепаться о веселом, а у тебя все равно получается грустно». Рубина оправдывается: «Для меня не бывает просто трепа. Для меня важна история».

По словам писательницы, она была приятно удивлена, когда узнала, что ее подкасты ждут. И кажется, она разгадала, в чем причина популярности этого жанра: «Когда слышим голос, нам кажется, что он обращается именно к нам. А человеку так хочется, чтобы к нему кто-то обратился».

Это созвучно тому, что делают писатели. Писатель, по Рубиной, — это тот, кто обращается к каждому человеку.

Конечно, ежесубботние подкасты отнимают много времени: нужно подготовиться, придумать тему или какую-то историю. Ради этого Рубина готова жертвовать чем угодно – встречами с друзьями, походами в магазин – но только не работой. Она садится каждое утро за письменный стол и работает. Радуется, если удастся написать несколько абзацев.

Кстати, некоторые истории из жизни, использованные в подкастах, потом вошли в ее новую книгу «Одинокий пишущий человек».

«Моя книга о том, что значит писать, о том, что это за человек, который большую часть времени стремится провести наедине с листом бумаги или компьютером. Я размышляла о разных аспектах писательского мастерства и писательской жизни. О том, что такое мышление писателя, наблюдательность, талант и что значит поймать пульсирующую нить сюжета, которая выведет в астральное пространство и заставит читателя ахнуть», - поэтично и интригующе рассказывает о своей книге Дина Рубина.

«В какой-то момент я поняла, что все, что я чувствовала и накопила за полвека работы, имеет право на литературное воплощение. Я почувствовала, что могу прикоснуться, пусть пока где-то сбоку, к великому сообществу пишущих людей. Никто же не понимает до конца своей значимости. По-настоящему писатель ощущается во всей своей величине только когда он уходит», - размышляет Рубина.

В результате получилась книга, а точнее роман о писательстве, который оказался самым большим из того, что Рубина когда-то писала. (Ее трилогия «Наполеонов обоз» не в счет, там все-таки три книги.)

Самое страшное для любого автора, уверена Дина Рубина, – это понять, что он умер как писатель. За свою жизнь профессиональный писатель накапливает огромное количество творческих приемов. О чем бы он ни писал, это почти всегда будет профессионально, интересно, гладко и красиво написано. «Но в творчестве есть особый момент - фейерверк, вспышка. Когда твой текст вспыхивает и поднимается ввысь под напором теплого воздуха воображения сначала авторского, а потом и читательского, и парит где-то там высоко. Вот это творчество, а все остальное литературная деятельность, пусть и очень талантливая», - объясняет Рубина.