Текст: Татьяна Шипилова
Роман этот о недопонимании поколений, как говорится, «века нынешнего и века минувшего» и о попытке все-таки друг друга понять. Алексей Слаповский, писатель, сценарист, драматург, преподаватель, признался, что писался этот роман 20 лет: «Я на своем компьютере обнаружил файлы с названиями «Недо1», «Недо2», «Недо3» и так далее. То есть замысел крутился очень давно: написать о человеке, который в этой жизни что-то не доделал».
Писатель предположил, что, возможно, дальше последует роман «Пере»: перепить, переесть, переработать: «Это тоже свойственно русскому человеку».
Действие романа начинается как раз незадолго до наступления всемирного локдауна, и Алексей Слаповский фактически один из первых, кто попытался художественно переосмыслить пандемию. Вполне логичный вопрос: если роман писался 20 лет, то насколько главная героиня, которой по сюжету 22 года, получилась современной. Но Алексей Слаповский, который помимо писательской деятельности активно занимается и преподавательской – преподает на курсах молодых драматургов, год вел семинар в Литературном институте, – считает, что вполне хорошо знает современную молодежь и способен попытаться ее понять.
Главная героиня из Саратова, родного города автора, но называть ее типичной не хочется: «В типичных представителей я не верю вообще».
Естественно, разговор свернул в сторону разницы поколений, в попытку понять, за сколько по времени сейчас формируется новое поколение, чем одно отличается от другого и как это влияет на взаимоотношения первых, вторых, третьих, десятых.
Алексей Слаповский ко всем этим неразрешимым задачам относится достаточно спокойно. Да, это новые люди, да, они нам непонятны. «Но надо смотреть, следить, пытаться понять. Надо любопытствовать, интересоваться тем, что интересует их, чтобы попытаться войти в их мир и чтобы они тоже начали любопытствовать. Чтобы захотели узнать, что творится в вашем мире, – считает писатель. – Если раньше молодое поколение ориентировалась на старшее, перенимало или, наоборот, не перенимало опыт, то этому поколению просто пофиг. Им наш опыт неинтересен. И мы это чувствуем и начинаем обезьянничать, косим под них. Что в них привлекает? Некая свобода, наверное. Отсутствие авторитетов. Пока я отличаю это как факт, без осмысления».
Было интересно замечено, что нынешнее молодое поколение нулевых требует не опыта от старших, а доказательств, что этот опыт важен: «Нам не нужно объяснять, что Лев Толстой гений. А им это нужно доказать. Если им навязывать, они возненавидят. Надо доказывать, заинтересовываться их миром и заинтересовывать своим. Мне легче, я слишком всеядный. Иногда знаю слишком много вещей. Но вообще человеку пишущему нужно знать много ерунды».
Так о чем же роман «Недо»? Он об отношениях с самим собой, считает автор. Насколько человек нужен самому себе. Что он в себе открыл и насколько это открытие было для него комфортно или грубо. Попытка понять, что там, внутри себя, плещется. «А всё, что за пределами сюжета, уже другая история, и она меня не интересует», – подытожил Алексей Слаповский.